Главная >> Обзоры: СССР/Россия >> Як-3/9У/9П

   Тип: Яковлев Як-3, Як-9У, Як-9П
  
Масштаб: 1:72
   Производитель: АМодел, Киев
   Номер по каталогу:
  
Обзор модели
   Автор: Михаил Мамалыгин

 

Я решил дать общий обзор этих трех моделей, поскольку они имеют часть общих деталей, в продаже появились одновременно и имеют общий стиль исполнения.


Як-3 ВК-107А

Модели упакованы в красочные коробки из довольно мягкого картона. Однако каждая коробка выполнена из верхней и нижней частей, что обеспечивает большую жесткость по сравнению со старыми А-моделовскими коробками «клапанного» типа, да и хранить модель в процессе сборки в таких коробках удобнее.


Як-9У

Инструкции выполнены достаточно толково, четко прописана последовательность сборки, неиспользуемые детали, аккуратно даны схемы окраски и размещения декалей.


Як-9П

Однако все это мелочь, главное –

ПЛАСТИК!

Здесь А-модел продолжает радовать своих почитателей, неуклонно повышая качество и уровень проработки и деталировки своих творений. Внешние поверхности основных элементов моделей выполнены практически безупречно, даны листы обшивки «внахлест», тончайшая клепка, имитация замков капота.

Довольно подробно дан интерьер кабины. Что же касается ниш шасси – тут А-модел оставляет далеко позади всех остальных производителей моделей Яков времен войны по точности воспроизведения внутреннего устройства ниш.

Несмотря на технологию ЛНД, облоя очень мало, дефектов поверхности тоже практически нет. При этом вся деталировка выглядит очень четкой и «резкой», что выгодно отличает ее от «замыленной» деталировки даже лучших зарубежных производителей моделей ЛНД. Стыковка элементов модели выполнена по линиям расшивки, что требует очень большой аккуратности при сборке. Очевидно, что мастер-модель была выполнена на очень высоком уровне, стыкуемость деталей «заложена» превосходно. При аккуратной и продуманной сборке, шпаклевать и резать ничего не придется.

Геометрия моделей выглядит достаточно убедительно и в целом, и при сравнении с фотографиями и чертежами из очень толковой польской монографии на Як-9П.
 

 

Теперь рассмотрим более подробно комплектацию каждой модели

Две платы литников являютя общими для всех трех моделей, что вполне обосновано, ибо все три самолета имели множество сходных элементов.

Фюзеляж


Фюзеляж Як-3

Для Як-3Вк-107 и Як-9П даются цельнометаллические фюзеляжи, при этом для Як-3 предусмотрено два варианта капота: с одним и двумя пулеметными портами. Единственное небольшое замечание – плоский воздухозаборник на верхей поверхности капота отлит вместе с капотом, что вызовет трудности при попытке его рассверлить.


Фюзеляж Як-9П

Самое интересное, что на литниках имеется пластинка с надписями «Як-9П» и «Як-3», что подразумевает, что эти платы должны иметь какие-то различия в разных моделях. Однако, сколько я их ни сравнивал, никакие различия мне найти не удалось. А по крайней мере одно должно быть! Дело в том, что на Як-9П был поставлен водорадиатор большего размера, следствием чего стало наличие небольшой «вогнутости» на нижней поверхности фюзеляжа за радиатором. На модели, к сожалению, это не отображено.


Фюзеляж Як-9У

Для Як-9У дается фюзеляж смешанной конструкции и верхняя панель капота с воздухозаборником иной конфигурации, что вполне соответствует действительности. К сожалению, воздухозаборник на капоте отлит в одну деталь с капотом. Кстати, нужно иметь в виду, что Як-9У имел обшивку хвостовой части фюзеляжа из шпона, поэтому никакой имитации «полотна» искать на ней не стоит.

Крыло


Крыло Як-3

Для Як-3ВК-107 дается цельнометаллическое крыло с характерными для Як-3 вырезами ниш шасси и уменьшенной площади по сравнению с Як-9.


Крыло Як-9У

Для Як-9У дается крыло смешанной конструкции с характерной для Як-9 более ранних серий «срезанной» законцовкой, что вполне соответствует действительности.


Крыло Як-9П


Для Як-9П дается «позднее» цельнометаллическое крыло с посадочной фарой и водорадиатором увеличенного размера.

Прозрачные детали

Прозрачные детали включают в себя фонарь кабины (наконец-то правильной формы по сравнению с большинством других моделей Яков!), прозрачное «окно» РПК для фюзеляжа Як-9П и заднюю «прозрачную броню», устанавливаемую за креслом пилота. В модель Як-3ВК-107 вложен дополнительный литник с фонарем без лобового бронестекла. К сожалению, исполнение прозрачных элементов нельзя назвать идеальным, присутствует небольшая неравномерность толщины и небольшие дефекты поверхности.

Декаль и варианты окраски

Декали выполнены на высоком уровне, четкие и без сдвига цветов. Присутствуют технологические надписи, вполне читаемые.

Для Як3 Вк-107 предусмотрен вариант окраски на «серийную» машину, правда без номеров. Второй вариант – «прототип» вызвал у меня небольшое недоумение, т.к. фотографий прототипа Як-3ВК-107 в такой окраске (см. рисунок на коробке) я не встречал, зато существует фото двухместного «курьерского» Як-9 в подобной окраске.

В качестве альтернативного варианта, я бы предложил использовать окраску Як-3ВК-107, приведенную в книге А.В.Станкова. Правда с ней тоже не все однозначно, фотографий этой машины мне увидеть не удалось, кроме того вызывает сильные сомнения цельнозеленая окраска и вообще возможность получения ЯК-3ВК-107 на Тбилисском заводе в апреле 1945г.

 

Для Як-9У даются варианты:
- 14Гв.ИАП, летчик Свитенко Н.И.
- два варианта - 151Гв.ИАП, летчик Кизим Н.Ф.
- 151Гв.ИАП, летчик Торубалко В.П.
- 29Гв.ИАП, летчик Логинов Б.А.
- неизвестный ИАП, летчик Баевский

 

 

 

 

Для Як-9П даются варианты:
- два варианта машин 66Гв.ИАП, аэродром Перлеберг, Германия, 1946г.
- два варианта машин корейских ВВС
- Як-9П Болгарских ВВС
- Як-9П Польских ВВС
- Трофейный Як-9П, проходивший испытания в США с американскими ОЗ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По поводу машин 66Гв.ИАП у меня существуют определенные сомнения, т.к. на фотографиях видно, что эти машины не имеют окошка РПК в фюзеляже, т.е. либо на них РПК вообще не стоял (хотя должен бы), либо это некие «ранние» Як-9П с фюзеляжем смешанной конструкции (т.е. с обшивкой из шпона). По другим характерным признакам (размещение воздухозаборника на капоте, наличие мачты радиоантены, форма законцовки крыла, наличие посадочной фары и форма водорадиатора) эти машины однозначно идентифицируются именно как Як-9П.
С фотографией не поспоришь. Однако согласно «Библии Яков» (А.Т.Степанец «Истребители ЯК периода Великой Отечественной войны»), Як-9П изначально разрабатывался по послевоенным требованиям ВВС на цельнометаллический самолет, на Новосибирском заводе в 1946г. Были выпущены всего 29 первых Як-9П с обшивкой фюзеляжа из шпона, которые проходили войсковые испытания зимой 46-47гг. в 246ИАД на аэродроме Толмачево в 30км от завода. То есть ни в какую Германию в 1946г. они попасть не могли... Все последующие Як-9П выпускались цельнометаллической конструкции. Вот и думай теперь: что за машины мы видим на фотографиях в книге А.В.Станкова?!

 

Михаил Мамалыгин
Сентябрь 2003г.

 

© Михаил Мамалыгин

 

 

Рейтинг@Mail.ru