Як-36 от Art  Model

  Главная >> Обзоры: СССР/Россия >> Як-36
   Характеристика модели
  
Тип: Як-36
   Масштаб: 1:72
   Производство:
Art Model
  
Дата публикации: 14.10.2013
   Автор:
Андрей Зинчук
 

Третья модель украинской фирмы Art Model наконец то претендует на оригинальность. Модель первого советского вертикально взлетающего самолёта Як-36 в масштабе 1:72 по моему никто ещё полистироле не производил (существовала смоляная модель этого самолёта от фирмы Anigrand но её качество и цена, а теперь и доступность выводят её из числа конкурентов). Посмотрим, насколько у производителя получилось передать облик этого оригинального самолёта.

Коробка стандартного для Art Model размера украшена броским рисунком Як-36 вертикально взлетающего на фоне ПРК типа «Москва». Сюжет хоть и фантастичен (Як-36 над морем или с кораблей не летал), но исполнен эффектно и, несомненно, привлекает внимание.

Взглянем на отливки деталей. Детали отлиты из серого пластика достаточно аккуратно и качественно. Имеется очень небольшой облой на паре деталей, каких то других дефектов пресс-форм или литья не обнаружено. Модель состоит из 48 деталей, из них 7 выполнены из полиуретановой смолы и две, фонарь и посадочная фара, из прозрачного пластика. Имитация линий расшивки внутренняя, тонкая и аккуратная. На мой взгляд, кое где её можно было сделать и поглубже, особенно линии имитирующие зазоры рулевых поверхностей крыла и оперения.

Инструкция выполнена на листке формата А4. В ней имеется очень краткая информация о самолёте Як-36 на русском и английском языках и схема с нумерацией деталей на литниках. Это важно – на самих литниках никаких номеров нет. Схема окраски в этот раз чёрно-белая и даётся только на один вариант окраски, хотя на коробке изображен альтернативный вариант окраски, в которой самолёт выставлялся в музее ВВС, в Монино. Собственно инструкция по сборке проста и понятна, хоть своей аскетичностью вызывает ассоциации по оформлению инструкций советских кооперативных моделей начала 90-х.

Декаль позволяет оформить модель как любую из трёх лётных построенных машин, кроме трёх бортовых номеров жёлтого цвета даются те же номера красным цветом. Таким образом, можно оформить модель в любом возможном и невозможном вариантах, как летавших во время испытаний и различных показов, так и попавших в музей и прочая... Элементами декали дана приборная доска и противобликовое пятно перед фонарём. Имеется небольшое количество технических знаков и надписей которые читаются. Общее впечатление от качества декали положительное, но технических надписей можно было дать и побольше, пусть и не читаемых, на фото они проглядываются.

Постройка модели

Прежде чем приступить к сборке модели, стоит определиться, в какой конфигурации вы хотите её видеть. Производитель модели постарался передать внутреннюю структуру носового газоотбойного щитка, но ниша куда он убирается, представляет дыру в каналы воздухозаборника.

Кроме того, подфюзеляжный газоотбойный щиток выполнен намного проще, а его ниша представлена небольшим углублением. Видимо из-за отсутствия информации по этим элементам самолета, производитель предоставил моделисту самому решать, как быть. Так у меня информации по этим местам самолёта не было и получить её затруднительно, я решил всю эту механизацию убрать. Следующим элементом модели вызвавшим вопросы стал воздухозаборник – в модели он образован стенками фюзеляжа, центральной перегородкой с нишей шасси и стенкой с имитацией входных устройств двигателей. Такое исполнение меня не устроило, я решил изобразить каналы воздухозаборников самостоятельно.

Следующим неоднозначным местом этой модели является пилотская кабина. По сегодняшним меркам она выполнена убого. Пол, ручка управления самолётом и кусочек пластика на которую наносится декаль приборной панели, «смоляное» кресло К-36, которое никогда не устанавливалось на Як-36, и составляют «интерьер» кабины. Накрыв это пусть и толстоватым, но прозрачным фонарём я убедился, что сквозь него будет мало что видно, поэтому доработке подверглось лишь кресло, чтоб оно хоть немного стало похоже на штатное кресло КЯ-1. Все остальные элементы интерьера и боковые стенки фюзеляжа были впоследствии закрашены тёмно-серой краской. Фюзеляж склеился без особых щелей, шпаклевать пришлось в местах расположения газоотбойных щитков и стыка носовой штанги. Консоли крыла собираются из верхней и нижней половин. Их можно подогнать так, что шпаклевать не придётся, однако, мне удалось это только с одной консолью. После того как фюзеляж просох, я отделил носовую часть по линии расшивки. Вертикальную стенку с имитацией входных устройств двигателей я слегка приклеил к вертикальной перегородке воздухозаборников. Это облегчает центровку этих деталей при склейке фюзеляжа. После отделения перегородки внутренний объём отделённой носовой части был заполнен эпоксидным пластилином. Вертикальная стенка была возвращена на место лишь для того, чтоб в пластилине отпечатались входные устройства двигателей. Подходящей по диаметру трубкой от телескопической радиоантенны был выбран пластилин, примерно соответствующий диаметру канала воздухозаборника. В процессе полимеризации пластилина лишнее убиралось с помощью гладилок, скальпеля и прочих инструментов. После полной полимеризации канал был вышкурен и отполирован. Трудно сказать насколько это место получилось похоже, но во всяком случае лучше чем было.

При проектировании этой модели разработчики, почему-то полностью отказались он каких либо направляющих, штифтов и прочих, облегчающих процесс сборки, штуковин. Поэтому при установки консолей крыла и стабилизатора надо быть крайне внимательным. Места их установки показаны на модели тонкой линией расшивки и в общем позволяет достаточно точно всё установить, но я решил перестраховаться и посадил детали крыла и оперения на штифты из стальной проволоки подходящего диаметра. Так же внимательно надо приклеивать обтекатели двигателей и всякие аэродинамические поверхности (детали 16, 18, 26, 27), лишь местоположение последней пары показано на фюзеляже тонкими линиями. Стыкуемость и совпадение деталей в основном хорошая. Очень понравилось качество декали. Лаковый слой тонкий, прочный, краски плотные – очень хорошо. Ещё бы технички добавили…

В процессе шпаклёвки-полировки одна из половин горизонтального стабилизатора дважды отламывалась, отломилась и в третий, уже на этапе выделения расшивки, поэтому не скупитесь на длину и количество штифтов, одного мало. Отсутствующие ПВД и ДАУ изготовил из жести и стальной проволоки, а вот отсутствие антенны системы госопознования заметил уже после сборки. Их на самолёте было две, одна была установлена перед носовым газоотводным щитком, а вторая меж фальшкилей, в задней нижней части фюзеляжа.

Собранная модель хорошо соответствует чертежам из журнала «Авиация и Время» и, скорее всего, разрабатывалась именно по ним. Да, она имеет ряд неточностей и упущений, таких как неверная форма сопел подъёмно-маршевых двигателей, нештатное кресло, отсутствие некоторых антенн и датчиков, очень упрощённо выполненный интерьер кабины и различных ниш, канал воздухозаборника, но полное отсутствие альтернативы и достаточно низкая цена (10$ на Украине) заставляет смириться с недостатками.

В целом модель мне понравилась и хорошо передаёт образ первого советского вертикально взлетающего самолёта. Конечно, её нельзя рекомендовать начинающим моделистам, но опытным коллегам она по зубам и при определённом старании модель Як-36 займёт достойное место в вашей коллекции.

Модель предоставлена для обзора фирмой Art Model. Кстати, если кто до сих пор не знает где приобрести эту модель, обращайтесь!

Галерея модели

Обсудить на форуме

© Андрей Зинчук 2009
website

Рейтинг@Mail.ru