Як-1 от А-Модел

  Главная >> Обзоры: СССР/Россия >> Як-1
   Тип: Як-1
  
Масштаб: 1:72
   Производитель: А-Модел, Киев
   Номер по каталогу:
   Постройка модели
   Автор:
Илья Гринберг

 

Як-1: Первый из многих

Я вообще-то не отношусь к моделям, сделанным по технологии ЛНД с большим энтузиазмом. Конечно же, я иногда делаю и их, особенно когда ничего другого, копирующего предмет моего вожделения, нет и не предвидится.

В течение весьма долгого времени я ожидал Як-1 от Дакопласта и не особо обращал внимание на появившуюся модель этого типа от Киевской фирмы А-Модел. Конечно же, я отслеживал рецензии на эту модель на моделистских форумах и в журналах и отмечал про себя достоинства и недостатки, обсуждаемые моими коллегами-моделистами. Литература и чертежи были подобраны давно, но вот не было как-то того толчка или, как говорят, моделистского зуда, чтобы перебороть ожидание и взяться за дело.

Несколько месяцев назад на авиационно-историческом форуме появилась фотография Як-1 ранних серий командира эскадрильи 123 ИАП ПВО Героя Советского Союза Георгия Никифоровича Жидова.


Фотография из архива Игоря Жидова

Одного взгляда на эту фотографию было достаточно для принятия решения: я ДОЛЖЕН иметь эту модель и сделать именно этот вариант.

Несмотря на все мои предубеждения против ЛНД я решился! Будучи травленко-маном и поклонником всяческих прибамбасов, я заодно прикупил фототравление от Парт, колеса фирмы Экипаж и патрубки Москит (для Як-9).

Итак, первый взгляд в коробку выявил весьма неплохо отлитые крупные детали и массу мелочевки, которую необходимо вычищать от облоя (неизбежный спутник ЛНД). Пластик достаточно толстый и мягкий, весьма приятный в работе. Эффект ткани на фюзеляже на первый взгляд оставляет желать лучшего и виден только на свет (пальцами не прощупывается). Именно этот момент являлся источником критики рецензентов. Наиболее сильной стороной этой модели являются ниши шасси. То, как они сделаны, должно стать стандартом для изготовителей моделей. Инструкция довольно простая, но понятная. Однако всегда полезно проверить и другие источники (фотографии и чертежи) когда дело касается деталировки и шасси.

Фюзеляж

Как обычно, я начал с половинок фюзеляжа. Из-за толщины пластика необходимо выбрать его бором (или другими подручными средствами, но желательно не зубами) в районе отверстий выброса гильз и отвода газов из пулеметов. Когда пластик был выбран изнутри до приемлемой толщины и отверстия просверлены (по одному круглому и продолговатому с каждой стороны). Та же операция была проведена в районе отверстий для выхлопных патрубков. Кстати, о птичках (то есть патрубках): я уже упоминал о том, что запасся Москитовскими, но они сдвоенные, а на Як-1 наружу выходят одинарные. Тонким пинцеом я отломал «лишние» трубки. Немножко расширил отверстия под них в фюзеляже, примерил, все в порядке, и отложил их до окончательной сборки.

Следующим этапом стала сборка и деталировка кабины пилота. В набор включены отличные детали силового набора фюзеляжа. Остальная деталировка (боковые консоли, ручки и краники на них, приборная доска) были сделаны из травленных деталей Парт. Половины фюзеляжа с наворотами были покрашены серой краской и отмыты. Кислородный баллон был «одолжен» у Дакопластовской «девятки», но как потом оказалось, совершенно зря ибо он вообще не виден после сборки. Пол кабины сделан отдельной деталью, которая монтитуется на центроплане. Пол и педали были приодеты фототравленными деталями. Ручку управления использовал родную, предварительно почистив ее от облоя. Приборную доску из травленки покрасил черным цветом, установил сзади пленку с циферблатами приборов и покрасил ее с обратной стороны белой краской. Собранная доска заняла место на одной из половин фюзеляжа. Грани отверстий под приборы в металле доски были обработаны белым косметическим карандашом (очень полезная штука, мы еще к ней вернемся), что придало панели приборов более реалистичный вид.

Затем я приклеил полку за сидением пилота, а также спинку сидения. Спинка сделана неплохо, но несколько толстовата. Я ее сточил сзади до приемлемой толщины. Долго думал стоит-ли использовать фототравленую спинку из Партовского набора и решил, что таки да, стоит. Но не отдельно, а приклеив ее к утоньшенной платиковой детали. Спинка и чашка сидения получили привязные ремни из набора Парт. Спинку окрасил под кожу, ремни под брезент, отмыл и поставил все на место.

Я также вырезал отверстие обтекателе маслорадиатора, в которое поже установил фототравленный совок. Затем обе половины фюзеляжа были склеены. При этом особых проблем со стыковкой не наблюдалось. Все подходит очень даже неплохо и требует минимума циакрина (я его использую в качестве шпаклевки если позволяют обстоятельтва, то есть ширина щели). Затем я приклеил нижнюю ванну маслорадиатора. Подгонять ее необходимо, но особых трудов эта процедура не составила, все обошлось минутными затратами времени. Затем я установил фототравленную матрицу маслорадиатора сверху. Дело в том, что передняя часть верхнего капота дана отдельной деталью и поэтому установка матрицы радиатора оказалась исключительно удобной и технологичной процедурой. Вообще-то вся модель исключительно хорошо продумана в смысле технологичности сборки. Особо следует отметить хорошо сделанные кромки маслорадиатора, весьма тоненькие и требующие лишь незначительной обработки. Затем я приклеил переднюю часть верхнего капота. Место стыка было зашпаклевано и зашкурено, после чего я нанес новуя линию расшивки на капоте.

Крылья

Следующим этапом сборки стало нижняя часть крыла. Ванна водорадиатора отлита заодно с ним. Я вырезал пластиковый совок радиатора и заменил его на фототравленный. Также на фототравленные были заменены матрицы радиатора. Радиатор получил «потолок» согласно инструкции, в результате чего получился самый настоящий канал для подвода воздуха.

Затем я собрал ниши шасси – настоящая жемчужина этой модели! Согласно рекомендации инструкции (хотя я бы и так сделал эту операцию, но все равно приятно, что и этот шаг был продуман) я соскоблил пластик с задних кромок нижней и верхних деталей крыла изнутри для придания задней кромке масштабно-тонкого вида. Я также вырезал отверстие входного канала нагнетателя в корне левого крыла (нижней его половины). Сначала мне казалось, что придется выклеивать этот канал изнутри, чтобы создать боковую стенку со стороны фюзеляжа. Однако это не понадобилось делать ибо предусмотрено разработчиками модели (мелочь, а приятно!).

Затем я приклеил верхние части крыльев, обработал стыки в месте склейки и после примерки приклеил крыло к фюзеляжу. Все получилось весьма прилично, щели были обработаны шпаклевкой и зачищены (теперь я даже не знаю где они были). В этот момент модель стала смотреться как настоящий истребитель, особенно по сравнению с Томагавком, который проходил параллельную сборку, но об этом в другой раз.

Затем я установил горизонтальное оперение с неизбежной шпаклевкой в местах стыка.

Фонари были аккуратно отделены от литника и примерены к модели. Я был приятно удивлен очень хорошей их стыковке с фюзеляжем. Прототип на фотографии изображен с демонтированной сдвижной частью, что облегчило мою жизнь. Передняя и задняя часть фонаря получили ванну из Future и после тщательной просушки были приклеены и замаскированы под покраску.

Я также решил сделать навигационные огни. Кусочки пластика торцах крыльев были вырезаны и на их место я вклеил красный и зеленый кусочки литников от набора навигационных огней (я пользовался литником от набора Aries – он представляет собой цветную смолу и отлично клеится на циакрин и легко обрабатывается).
Итак, основная сборка завершена и наступила пора окраски и сборки мелочевки.

Окраска, декали, окончательная сборка

Окраска представляла собой главный вызов – особенно такая как на прототипе. Действуя по принципу «глаза боятся – руки делают», я приступил к работе, поменяв квалификацию слесаря по обработке пластика и сборщика деталей фототравления на профессию, нет, не маляра, а в данном случае, художника. Низ был задут голубой краской (я пользуюсь акрилом от Polyscale). Верх был окрашен зеленым цветом (так как у меня нет доступа к краскам Акан, я пользуюсь зеленой краской от Gunze, номер H303, FS34102). На мой взгляд она весьма похожа на АМТ-4 или АII, что более характерно для периода 1941 - начала 1942 года. Несколько комментариев по данной краске. После нанесения она имеет полублестящую фактуру и довольно яркая, на первый взгляд. После покрытия матовым лаком картина меняется и становится вполне приличной, по крайней мере, на мой взгляд.

После высыхания я нанес черные камуфляжные пятна. Для этого я использую черно-зеленую краску от Polyscale, RLM 70. На мой взгляд, она дает отличный масштабный эффект приглушенно-черного цвета. Камуфляж наносился аэрографом Iwata Eclipse. Это был мой первый опыт работы с ним и я остался исключительно доволен!

Наступил момент истины: нанесение ободранного зимнего камуфляжа. Я распылил белую краску по поверхности крыльев, добиваясь неравномерного покрытия, полностью закрасил носовую часть капота, дал слой погуще в районе стыка крыла и горизонтального оперения с фюзеляжем. При этом проявилась вся прелесть моего нового аэрографа: великолепное чувство контроля над распылением краски. Картина стала приобретать очертания и вселила надежду на успех. Я решил имитировать ободранную краску на задней части фюзеляжа методом сухой кисти. Я взял одну из тонких, но несколько изношенных кистей и приступил к работе. Сухая кисть не дала желаемого эффекта, а вот полусухая (чуть не написал полусладкая) совершила чудо: все получилось как я планировал и весьма похоже на оригинал. Тут я все же дал себе возможность расслабиться и не следовать оригиналу буквально. Дело в том, что на день раньше или день позже потертости смываемой краски изменятся, поэтому «похоже» в данном случае вполне приемлемо по сравнению с «точно».

Чтобы сгладить мазки (в общем-то, невидимые, но так, на всякий случай), я воспользовался нулевой и понял, что это было воистину мудрым решением: неожиданно проявилась фактура ребер на задней части фюзеляжа и рулевых поверхностях, причем проявилась вполне масштабно!

Так что критика этой модели в части оребрения фюзеляжа не вполне обоснована.

Модель получила традиционный в моей технологии душ из Future, который подготовил модель к отмывке линий расшивки и нанесению декалей. Декали (номера) были изготовлены для меня Эриком (Erik Pilavskii) на принтере ALPS, звезды – из коробки с остатками декалей. Модель была задута матовым лаком, а маскировка с фонарей снята.

Затем я установил стойки шасси. Они состоят из двух частей, которые нуждаются в очистке от облоя, но вся процедура не вызывает особого труда. Ножницы на стойках я срезал и заменил на травленные. Щитки шасси также были сделаны из набора Парт, собраны и окрашены заранее. Здесь я рекомендую уточнить порядок сборки не столько по инструкции, сколько по чертежам: подкосы должны крепится не к стойкам, а к щиткам, касаясь стоек по пути. Предварительно я установил колеса фирмы Экипаж. Хвостовое колесо было собрано из пластикового основания из набора модели, вилки из фототравления и резинового Экипажевского дутика.

 

Через отверстие в торце капота я вставил пинцетом выхлопные патрубки Москит и вставил распорку из кусочка пластика для предотвращения их (патрубков) выпадения внутрь фюзеляжа. Заранее собранный и окрашенный пропеллер с коком были установлены на место. В качестве последнего штриха я использовал белый косметический карандаш для акцентирования остатков белой смываемой краски в районе лючков и линий расшивки на капоте.

Напоследок была протянута нить антенны из капронового чулка, – эта процедура заняла больше часа в попытках попасть в соответствующие отверстия в фюзеляже и киле.

Выводы

Отличная модель очень важного самолета. Модель очень хорошо продумана в конструктивном плане. Проработка ниш шасси должна стать стандартом для других изготовителей. Стыковка деталей вполне хорошая, пожалуй, лучше, чем у многих моделей, изготовленных по стандартной технологии. Даже родные детали для кабины пилота весьма удовлетворительны, хотя травленные заметно улучшают модель.

Я очень доволен как самим набором, так и результатом своего труда и рекомендую ее всем, кто к этому готов (инструкция предупреждает, что модель предназначена для опытных моделистов). Для достижения «конкурсных» результатов набор фототравления фирмы Парт является больше необходимостью, чем излишеством.

На данном этапе я также удовлетворен результатом покраски и отделки.

Буду с нетерпением ждать Як-1 от Дакопласта, представляющий более позднюю серию «единички», хотя ее можно сделать из А-Моделовского набора.

Модель получила первое место в категории винтовых самолетов в масштабе 1/72, самолеты союзников, на конкурсе Buffcon-20 в Буффало в апреле 2003 года.

Илья Гринберг
май 2003 г.

 

Дополнительные фотографии

 

© Илья Гринберг

Рейтинг@Mail.ru