Главная > Обзоры: СССР/Россия > Ту-4

   Тип: Ту-4
  
Масштаб: 1:72
   Производитель: Моделист/Academy
   Постройка модели
   Автор:
А.Борискин

 

Федот, да не тот

 

Характеристика модели

Масштаб: 1/72.
Тип модели: литьевая.
Расшивка: внутренняя.
Количество деталей: пластик серого цвета-217, прозрачных- 16.
Варианты оформления:
Ту-4 неизвестной части ВВС СССР.
В-29А «The Big Time Operator» (схемы маркировки в инструкции нет).
Все варианты имеют неокрашенную внешнюю поверхность.
Декаль: опознавательные знаки, эмблемы, номера- всего 34 элемента.
В комплекте модели детали для сборки модификации заправщика , 32 бомбы малого калибра.

Линейные размеры:
оригинал
: длина - 30,18 м масштаб 1/72: длина – 41,92 см модель: длина – 41,36 см
размах - 43,05 м размах – 59,79 см размах – 59,36 см

В силу того, что модель В-29 появилась достаточно не вчера, я оступлю от традиционного способа изложения. Поговорим о наборе как таковом.

История появления советского бомбардировщика Ту-4, чрезвычайно схожего с американским В-29, давно перестала быть необычной и секретной. Тем не менее, это беспрецедентный факт – и не только в истории отечественного самолетостроения. Одно дело – использовать, или проще, содрать чужие решения и идеи. Совсем другое - воссоздать практически идентичный оригиналу полный аналог сложнейшего изделия, каким был, тем более по тем временам, В-29. И не в одном экземпляре, а в серии (согласитесь, это совсем разные вещи). Сам процесс описан в литературе (см. список). Речь не о нем, естественно, а о модели. Питерский «Моделист», продолжая благое дело насыщения российского рынка очень неплохими отливками «Academy» (тоже давно не секрет), предложил эдакую кавер – версию известной модели В-29 (1996 год). Она лежит в коробке от «Моделиста» как Ту-4/В-29А.

На первый взгляд, история повторилась, как и с «большим братом». С ходу, в общем-то, вроде все о’кей – самолеты практически одинаковы. Но не совсем.

Достаточно взять и посмотреть статью о нем в [1], снабженную хорошей графикой. И немного вспомнить историю самолета, ставшего этапным для нашего авиапрома.

Американцы имели серьезные проблемы с охлаждением двигателей «Райт – Циклон- 18», установленными на В-29. Выделяющееся тепло, особенно на втором ряде цилиндров «звезды», никак не удавалось надежно отвести из - за неудачной конструкции мотогондол и их створок. Нередко случались пожары по этой причине. Поэтому советские конструкторы предложили несколько измененную версию этого узла. Внешне мотогондолы Ту-4 отличаются, главным образом, другой конфигурацией створок отвода воздуха. Недавно Владимир Ригмант рассказал о своем пребывании на своеобразном шоу в Америке, посвященному В-29 [2]. Так вот, янки специально отметили именно это усовершенствование как несомненный положительный успех при «воссоздании» Ту-4 из В-29 и вообще с большим уважением высказывались по этому поводу в целом. Кроме мотогондол, отличались Ту-4 вооружением, рядом мелких внешних отличий.

На коробке «Моделиста» в строю «летят» именно Ту-4, а набор, за исключением третьего ствола хвостовой стрелковой установки, представляет собой все тот же В-29А. Поэтому без определенной работы эту модель назвать моделью Ту-4 все-таки не корректно. Что касается бортовых тактических и серийных номеров, то они в целом соответствуют известным фотографиям дальневосточных Ту-4 и замечание редакции «Моделизма», на сей счет, излишни. Разумеется, неплохо было бы дать в инструкции на модель «привязку» к дислокации указанного варианта окраски, который, к слову, самое слабое звено набора. Раз уж речь зашла о этой важной бумаге, то вовсе нелишним была бы и схема расположения деталей на литниках (новички запутаются точно) и схема окраски американского варианта. Декаль - то на него в наличии имеется.

Геометрия модели, аккуратный внутренний крой хорошо соответствует чертежам. Замечания – несколько «усохшие» размеры и «пропущенные» линии кроя.

Набор содержит пластик для постройки модели заправщика, что очень порадует любителей всяческих вариантов В-29. Но атомной бомбы, что присутствует в академовском наборе «Энола Гей», Вы не найдете – только 30 обычных малокалиберных бомб для варианта бомбера с открытыми створками бомболюков.

О внутренней начинке, если раньше эта модель не попадала Вам в руки. И по теперешним временам внутреннюю деталировку фюзеляжа можно оценить как очень хорошую (ну просто так и подмывает сделать модель с разрезом «нутра», как на фото с боковины коробки – все это «пропадет» после сборки на 80%). Имитированы все кабины, лаз между ними, бомбовые отсеки.

Также хорошо выполнено шасси и его колеса. Доработок требуется немного. Прозрачные стекла, хорошая стыковка, продуманное членение. Наличие деталей привода щитков шасси и бомболюков. Недаром бенефис модели прошел на «ура» в свое время. По – моему, до сих пор «академиков» никто не переплюнул.

Могу только все это повторить. Не понравились два момента. Совершенно ни к чему выполнено отдельно крыло и посадочный щиток. Без серьезной доработки ставить его в выпущенное положение несерьезно. Да и стыковка с крылом неудачная – детали относительно трудно точно взаимно зафиксировать при монтаже. Второй момент – мало того, что мотогондолы «от В-29». Разработчики не стали усложнять деталировку этого узла и отказались от членения в месте выхлопных труб, которыми оканчиваются турбокомпрессоры. Поэтому в результате получились гладенькие детали, малопохожие на жизнь. Модель от этого, на мой взгляд, сильно проигрывает. Как непринципиальное замечание – мелкие окна лучше бы имели рант, как на пластикартовских моделях – монтаж стал бы проще и легче.

Конечно, с точки зрения дня сегодняшнего, хотелось бы видеть проработку ниш основного шасси, но их пустота хорошо заметна лишь только снизу - большие колеса и щитки закрывают их ее почти во всех других ракурсах.

Так что работа при желании найдется. Если совсем размечтаться, то совсем фантастическую реальность облика модели придало бы подобие «игры» обшивки по заклепочным швам. Это навеял айсиэмовский Ту-2.

А результат сборки из коробки в некоторой степени передают фото. Кроме изрядных размеров копии, которая вряд ли влезет на мою полку с моделями. Работа, несмотря на обилие деталей, прошла на удивление быстро, оставив самые приятные воспоминания. Пожалел я лишь о несоответствии маркировки. Ведь получился, как наиболее правильная версия копирования, самолет B-29-15 BW «Бинг Хоа» (без противооблединительных протекторов), один из четырех интернированных «американцев», который был восстановлен до летного состояния и перегнан в Москву экипажем С.Рейделя - он нес звезды меньшего размера, имел иное расположения совершенно других номеров и закрашенный nose art.

Модель для сборки предоставлена редакцией газеты «Моделизм».

 

Литература

  1. Журнал «АвиО»’5, 6.
  2. Журнал «Авиация и космонавтика» 9,10’ 2001 г.
  3. Журнал «Крылья Родины» №№ 1,2’ 1989 г.
  4. Журнал «Le Fana de’Aviation», январь 1996 г.
  5. Сайт www.nasm.si.edu.

А.Л. Борискин, 12.2001 г..

© А.Борискин