Главная > Обзоры: СССР/Россия > Ту-16

   Тип: Ту-16К-10
  
Масштаб: 1:72
   Производитель: Trumpeter
   Постройка модели
   Автор:
А.Борискин

 

Легенда в "72-м"

 

ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛИ:
Ту-16К-10 Badger C, масштаб 1/72, «Trumpeter» (Китай).
Раскрой - внутренний
серый пластик - 184 детали
прозрачный пластик - 15 деталей
фототравление - 73 детали
приборная панель пилотов на ацетатной пленке.
Все рулевые поверхности и люки даны в виде отдельных деталей, в набор входит одна ракета К-10С и две КСР-5.

1 вариант оформления:
Борт “Красный 55”, дислокация неизвестна.
Вариант оформления модели – все поверхности неокрашены, радиопрозрачные участки зеленого цвета.
Декаль:
12 элементов.
Линейные размеры:
оригинал
: масштаб 1/72: модель:
длина – 34,8 м (Ту-16) длина - 48,33см длина - см
размах – 32,99 м размах- 45,82см размах – см

 

Самолет

Канонический облик героев «холодной» войны – Ту-16 и Ту-95 достоин запечатления в памятной медали, посвященной событиям того сурового времени… если бы таковая была. На плечах, то бишь – на крыльях этих машин лежал огромный груз ответственности и, в немалой степени, благодаря наличию таких самолетов третья мировая не состоялась. Немного о первом номере дуэта, про Ту-95 речь пойдет как-нибудь в другой раз.

Итак, Ту-16. Сейчас он никого не удивит, этот самолет все знают, он давно устарел - но все равно своими красивыми обводами Ту-16 не оскорбит небо сегодняшнего дня. И пусть, как обычно заведено на Руси, летных экземпляров «шестнадцатого» не осталось (вроде летает еще Ту-16ЛЛ для летных испытаний двигателей в Жуковском?) память о нем сохранится надолго. И не только чисто человеческая – его формы узнаются и в Ту-104 (известно, прямой потомок!), Ту-134, -154. Конечно, и в том же семействе Ту-95 с модификациями.

Несомненно, причиной тому новаторский подход при создании машины и просто удача, так нужная любому детищу любого КБ. Ту-16 удался и если просто перечислить все его модификации и их основные отличия, то изрядная статья может получиться. Как раз займет весь номер «Моделизма». Поэтому об этом можно почитать отдельно, а сейчас немного коснемся конкретно Ту-16К-10.

Самолет представлял собой переделку Ту-16 в носитель противокорабельной ракеты К-10С с установленными антеннами РЛС станции ЕН и соответствующей аппаратурой. Установка антенны обнаружения и сопровождения цели в переработанной носовой части придала Ту-16 своеобразный облик (трактуйте то, на что он стал похож, в меру индивидуальной испорченности). Это повлекло «переселение» штурмана за кабину пилотов, фюзеляж приобрел характерную «впуклость» средней части брюха, повторяющую формы К-10С. Перед пуском ракета приводилась в боевое положения и «отлипала» от фюзеляжа, опускаясь вниз на 550 мм. Была демонтирована носовая артустановка. Оператор станции наведения ЕН располагался в специальной гермокабине в грузоотсеке, как на модификациях «Р» и «КС». Располагался – сильно сказано: бедняга исходил потом – в его «номере» температура достигала 45 градусов! Это все самое основное, что отличает данную модификацию от других, об этих отличиях еще поговорим ниже, когда речь пойдет о модели.

Увы - как раз «ка-десятому» комплексу не особо повезло по причине посредственных его характеристик. Хотя вероятность поражения цели, по официальной версии, была равна 0,8, реально едва ли не половина ракет шла в «молоко», да и ожидаемого увеличения дальности поражения цели не случилось. Выпустили 216 ракетоносцев модификации Ту-16К-10. Серия шла с 1958 по 1963 год.

Впрочем, не буду заниматься пересказыванием (см. список литературы), всю конкретику самолета перенесу в раздел, посвященный новой китайской модели.

 

Модель

Известно, что модельная тема отечественных ракетоносцев – непаханое поле. Но на нем появляются потихонечку первые побеги. На участке Ту-16 известна была лишь одна модель от российской «Red Hurricane». Модель неплохая, но только для «зубров» от стенда – работы с ней немерено.

Китайские товары – знамо дело, приобретались до определенной поры как вынужденная мера. Их качество стало вроде расхожего анекдота. Касаемо моделей это выражалось в смешных наклеечках вместо декалей, тотальной унификации и примитивизации, превращающих набор в игрушку для трехлетних детей. Сам пластик – передирание чужого изделия… Да чего там – Вы и сами все знаете!

Первый звоночек прозвенел году так в девяносто седьмом. Вроде бы великий восточный сосед научился делать модели самостоятельно. И очень неплохие модели! Ну уж точно получше наших!

Оставим великодержавные замашки и прейдем к предмету вожделения любителей «серебристых стрел» золотого века советской авиации.

Предварительно выложив эквивалент примерно 45$ (в Москве, на восточных границах России «всего» 30$) получаем огромный короб с десятью литьевыми рамками, не считая «стекла», фотоэчтеда и прочих мелочей.

Качество литья очень хорошее, пластик просто отличный. Богатая, хотя выполненная простовато, деталировка. По уровню увиденное напомнило мне модели типа F-111 от «Академии», но декаль (внешне) и особенно наличие очень хорошей пластинки с ФТД и пленочной «приборки» – вполне на уровне сегодняшнего дня. На целый вечер я пропал для семьи, сличая великое множество деталей с чертежами из [2, 3]. Что могу доложить.

Самое приятное – и размеры, и геометрия, даже раскрой хорошо соответствует этой графике. В целом. Почти все размеры “гуляют” лишь на 1-2 мм, что вполне можно списать на дефекты печати, неточности чертежа и т. п.. Все же не случайно – Ту-16 выпускался по лицензии в Китае (под маркой Н-6). Панель приборов пилотов хоть и упрощена, но вполне узнаваема. Профилировка всех рулевых поверхностей хороша, дополнительно придется выделить только щитки.

Хуже дело с консолями. Их хорда в корневой части больше на 3 мм, на конце крыла примерно на 4 мм. “Ушла” вперед передняя кромка. Стабилизатор удался по форме, но при взгляде спереди (сзади) очевидно “пучится” в средней части (трудно, но устранимо).

Мотогондолам повезло менее всего. Входное отверстие воздухозаборника неверной формы. Более того, разработчики, чтобы скрыть отсутствие воздушного канала, закрыли их заглушками, на которые должна клеиться кромка воздухозаборника. Эта кромка вовсе ни на что не похожа, – торчит срезом во внешнюю сторону. Впрочем, перед надфилем не устоит. И в довершении всех бед сама форма мотогондолы незаметно, но ощутимо отличается от чертежей и фото. Особенно в месте сопряжения с фюзеляжем – нет “поджатия” по правилу площадей, что объясняется, очевидно, технологией изготовления. Естественно, из-за этого сам фюзеляж менее “поджат в талии”.

Наконец, что очень не просто – так это переделать низ фюзеляжа: углубление под К-10С есть и на коробке и на инструкции на видах модели снизу. Но на пластике добавлена лишь новая носовая часть, фюзеляж от Ту-16. Вот почему КС-ка должна торчать на модели только в предстартовом положении. Из-за унификации (ну, это уже на приемлемом уровне) придется поработать и над раскроем – к примеру, на киле сверху выполнить недостающий третий лючок.

Самой К-10С крупно не повезло – ее уменьшенное подобие в наборе можно признать копийным лишь после третьего стакана. С КСР-5 почти все в норме, но нижний киль должен быть сложен (на модели – торчит вниз, как ни в чем ни бывало). Еще о не совсем приятном. Колеса шасси упрощены – какой-то странной формы в сечении (легко корректируется шкуркой), причем основные с дисками, мало похожими на жизнь. Ниши основных шасси – голые, носового – в стиле “лишь бы чего было”. Стойки шасси упрощены (менее похожа на себя передняя нога – даже ФТД не верны по конфигурации), но, возможно, это к лучшему – в таком виде модель, имеющая солидную массу, тверже будет стоять на “своих троих”.

Законцовка правой консоли не совсем правильно имитирует заправочный узел, к тому же он не имеет горловину снизу законцовки. Кресло кормового стрелка переплюнуло процентов на 30 все другие по размерам. Да и почему-то оно вообще другое и отдаленно смахивает на К-36. Вообще у кормового стрелка мания величия – мало того, что сам он как гора против всех в экипаже, пушки у него - тоже будь здоров – длиннее миллиметров на пять, хотя на Ту-16 все установки одинаковы - АМ-23.

Раскрой, в целом очень хороший, на носовой части “обмылен” и потому не такой четкий и аккуратный. Такой же дефект вблизи всех плоскостей склеивания.

Инструкция, к счастью, имеет английское дублирование и просто достаточно подробна и вполне внятна. Вот только рекомендуемая окраска внутренних поверхностей и стоек шасси в Olive Drab вызвала у меня большие сомнения. Не помешало бы и указание цвета окраски мелочевки. Обидно, что нет привязки к дислокации копируемого оригинала. На путаницу в обозначении номеров ФТД можно не обращать внимания – на рисунках все изображено вполне доходчиво. Ошибка типичная (пластик и ФТД разрабатывают обычно разные фирмы).

И чего нельзя просто взять и собрать – так это комплекс Ту-16К10-26, что изображен на коробке. Если вешать маленькие КСР-5 под консоли, то придется подточить щитки на крыле под кили ракет (на “большом” Ту этих модификаций угол отклонения щитков был все равно ограничен 25° ), подкорректировать антенное хозяйство. Так что написано-то правильно - Ту-16К-10: набор наиболее точно соответствует чертежам именно на эту модификацию и требует относительно меньших доработок в этом случае. Собирать буду его. Жаль, нигде не нашел длину модификации К-10 – потому проверить ее не сумел, в характеристике модели она приведена для Ту-16.

В сумме негатив немаленький, но главных проколов три: неверная форма воздухозаборников, увеличенная хорда крыла и отсутствие углубления под ракету. Что касается ракеты, то ее лучше сделать заново.

Пора переходить к сборке она пойдет “из коробки” (почти).

 

Работа

Собственно, остается засучить рукава и бороться с отмеченными недостатками. В моем случае, после предварительной сборки крупных деталей (кроме фюзеляжа), рутинной склейки половинок колес и обязательной подчистки стыков я проделал следующее:

- скруглил острый стык на колесах
- укоротил пушки на корме
- доработал створки грузолюка под подвеску ракеты
- резаком выделил раскрой щитков и им же восстановил раскрой на стыках
- довел до кондиции заправочный узел.

Далее окрасил на пластинке ФТД приборную доску и ремни. Ремни ожили после соскабливания краски с пряжек и замков и смотрятся на креслах просто замечательно. После этого крашу и собираю кабину – не забудьте под пленку «приборки» сделать белую подложку; в последнюю очередь туда устанавливаю собранные кресла. Кресла пилотов следует установить на прокладки толщиной 3 мм, иначе уровень голов летчиков совпадет с нижним обрезом стекол фонаря.

Ну, а дальше все в порядке инструкции без каких-либо проблем. Щели - между соплом движков и зализами, носовая часть с фюзеляжем тоже не совсем хорошо совпала по диаметру. Остальное сложилось просто чудесно!

Злополучная КС-10 и тут отличилась – модель стоит на четырех точках: на законных трех – шасси и… на ракете! Зря я не подвесил КСР-5!

Для борцов за копийность переделки фюзеляжа, мотогондол и крыла – дело чести. Рецептов приводить не буду, но скорее всего, это будет обработка предварительно вклеенных вставок. Самое простое, что можно сделать с крылом – сточить и потом восстановить кромки. Таким образом, относительно легко «уйдут» лишние 3-4 мм.

Внутренние поверхности крашу серым интерьерным, диски шасси – зеленым защитным. После несложной окраски и нанесения декалей тонирую модель. Цветные проекции на боках коробки служат подспорьем, равно как и изучение фотографий. На стыке колес и дисков аккуратно делаю красные полоски – так повсеместно принято делать метки для того, чтобы легко было увидеть проворачивание колес. Потом цианакрилом клею «травленку», натягиваю антенну. Вот и весь сказ.

Работа шла легко, а результат… Не собираю я «бомберы», но этот Ту-16К-10 мне очень даже…

Да, есть досадные несоответствия, да, недешевое удовольствие. Но весьма неплохо! Вроде и не в Китае такая красота создана.

Литература:

1. Журнал «Авиация и Космонавтика» ноябрь – декабрь 1997 г. (32 выпуск).
2. Журнал «Авиация и Время» №№1 и 2’2001 г.
3. “Туполев Ту-16”. “Архив-пресс”. Киев, 1997 г.
4. Журналы “Крылья Родины” №№10-12’1984 г., 4’1985 г.

А.Л. Борискин, 5.11.01 г.

 

© А.Борискин