1:48 Су-25 - KP v Monogram

  Главная >> Обзоры: СССР/Россия >>Су-251:48 KP v Monogram
   Характеристика модели
  
Тип: Су-25
   Масштаб: 1:48
   Производство: Kopro (КР) и Monogram

  
Дата публикации: 17.11.2006
   Автор: Петр Берестовой и Тарас Ткаченко
 

По обе стороны «железного занавеса» - два взгляда на модель одного самолета
Сравнение моделей самолета Су-25 в 1:48 от Чешской Kopro (КР) и Американского Monogram.

 

В связи с периодически возникающими в модельных кругах вопросами и спорами по моделям Су-25 от Монограм и Копро возникла идея сделать их сравнительный обзор.

Сразу оговоримся, что данное сравнение не является истиной в последней инстанции и не несет единственно возможных рекомендаций по исправлению ошибок моделей. Оно лишь отражает то, что увидели авторы, сравнив детали обеих моделей с чертежами.

Возможно данный обзор послужит многим моделистам отправной точкой при сборке модели и даст некоторые идее по коррекции наборов от Копро и Монограм для сборки более точной модели Су-25

Если кто то из моделистов захочет дополнить данный материал или исправить возможные наши ошибки - будем только признательны. Вы будем рады внести ваши дополнения и комментария с ссылкой на вас.

При сравнении авторами использовались чертежи из книги чешского издательства 4+ , а так же чертежи С. Бурдина, признанные модельным сообществом наиболее точными.

Чертежи масштабировались по размаху крыла, чтобы избежать ошибок по длине с размерами с ПВД/без ПВД.

На всех фото: синим цветом обводилась модель Копро, красным - Монограм.  

Первое впечатление от моделей

Монограм - приятный на ощупь пластик грязно-оранжевого цвета, тонкий крой, много мелочевки. Все очень четко и аккуратно. Мелочи, отлитые вместе с фюзеляжем по аккуратности исполнения просто великолепны. Несколько портят впечатление большие заклепки и странное членение фюзеляжа, которое потребует при сборке четкой фиксации половин и изрядной аккуратности. Однако модели Монограм всегда отличала достаточно четкая подгонка деталей, так что, возможно, это очень субъективное мнение. Декаль - никуда не годится, звезды да бортовой №. Но общее впечатление от взгляда на пластик очень и очень приятное. Насколько нам известно, модель делалась по прототипу Су-25, представленному в Ле-Бурже.

Копро – серый пластик с мощными литниками. Мощными в смысле толщины, причем самое неприятное то, что питатели не сужаясь подводятся к деталям. Расшивка…, это не расшивка, это система обороны с окопами в полный профиль. Пластик чуть шершавый, шкурить и еще раз шкурить, затем зашпаклевать расшивку и снова шкурить.Однако, расшивка утоньшается к её низу (то есть сама канавка треугольная в сечении), поэтому есть шанс хорошо ошкурив, получить расшивку приемлемой толщины. Кокпит на мой взгляд лучше, чем в Монограмме, его спасают боковые панели и пульты, которые даются отдельными деталями. Как ни странно, но чехи в этой модели много лучше сделали стойки шасси, чем например в их же Су-17. Деталировка в общем так же немаленькая, но чуть более «замыленная» чем у Монограм.

 
Декаль лучше чем у Монограм, есть масса «полосок», которые призваны имитировать технадписи, в некоторых угадываются кое-какие буквы. Использовать можно, но с очень большой натяжкой. Справедливости ради скажу, что уже на расстоянии 15см нанесенные на модель эти декали воспринимаются в принципе нормально.                                          

Итак, поехали:

Киль

В чешских чертежах киль модели Копро выше и шире, примерно 2-2,5 мм. Монограмм выше на 3 мм, но из за неправильного фюзеляжа килевая балка «съехала» вниз.


В чертежах Бурдина киль К  шире на 2-2,5 мм и ниже на 2 мм. Киль М ниже на 1,5мм, балка все так же ушла вниз.
Сравнение с фото личное впечатление: у Бурдина киль точнее.

Фюзеляж

Точкой привязки к чертежам служила кабина.

 
В чертежах 4+ фюзеляж Копро длиннее, задняя часть немного шире, но не фатально. На вскидку, если заднюю часть укорачивать сразу за мотогондолами, то толщина так же придет в норму (прим. ред. - так врядли получится, т.к. фюзеляж сужается кверху. На наш взгляд фюзеляж возможно укоротить сразу за нишами основного шасси. В этом месте он одинаков по ширине и место крепления мотогондолы также прямое). Необходимо будет только проконтролировать, что бы не сместился стабилизатор. Но его крепление легко зашпаклевать и сделать новое, в случае переноса.

 
Нос так же возможно откорректировать по длине, на фото красными стрелками указана линия расшивки, уехавшая от чертежа примерно на 3 мм вперед. Вот по ней, на наш взгляд, наиболее оптимально производить разрез и укорачивать носовую часть. Но после этого придется повозиться с подгонкой козырька кабины (прим. ред. - в этом случае придется что-то придумывать с козырьком кабины, так как место под него тоже укоротится. Конечно же, если делать модель по чертежам 4+)

 
Фюзеляж от Монограмм в чешских чертежах значительно длиннее. Как носовая часть, так и хвостовая, которая к тому же значительно шире. Лечение отрезанием лишнего сразу за мотогондолами тут не пройдет, так как в этом случае из за особенностей членения модели возникнут проблемы с установкой задней части мотогондолы. Как видно на фото, весь фюзеляж Монограмма выше в боковой проекции, нежели чертежи. Из-за избыточной длины так же «съехал» назад киль, который отлит зацело с фюзеляжем.На виде сверху в чертежах 4+  Копро очень хорошо передает обводы Сушки. Монограм - без комментариев…. Лечится только сокрушительным количеством алкоголя. Внутрь. Чтоб не видеть это безобразие.

В чертежах Бурдина нос Копровской модели лежит как влитой, задняя часть однако чуть шире и длинее, в сравнении с чешскими чертежами. Что бы вогнать фюзеляж в чертежи, линия распила для удаления избыточной длинны на наш взгляд должна проходить сразу за нишами основного шасси. При сдвиге фюзеляжа вперед примерно на 5мм хвостовая часть практически идеально вписалась в чертеж.

Монограмм значительно длиннее чертежа (нос на чертеже обведен без обтекателя, что еще более увеличит длину). Носовая и хвостовая часть так же значительно шире. Киль «завалился» назад.

Таким образом, в чертежах С.Бурдина чешская модель в целом хороша, не считая длины задней части и проблемы с шириной носовой частью при виде сверху.

 
На чертеже носовая часть более широкая, с небольшим радиусом. В модели же она тоньше. Глядя на чертеж и на фото у меня создалось ощущение, что неправильны обводы на чертеже. На чертеже на виде сверху нос уж очень «утконосый».

Собрав волю в кулак и переборов стресс, положили Монограм. Носовая часть модели по ширине более соответствует чертежу Бурдина. Но за кабиной…..  

Мотогондола

В связи с особенностью членения модели Монограм вложить в чертежи мотогондолу не представлялось возможным. Поэтому только Копро.


В чертежах Бурдина она чуть длиннее, буквально на толщину передней кромки воздухозаборника (2 мм), слишком «горбатая» в верхней части но самое неприятное – «уехавшая» вперед ниша (прим. ред. - возможно исправить можно вырезав кусок, на который ниша уехала вперед сзади выреза под нишу и перенести его вперед. Коррекция ниши на фюзеляже также не должна составить большого труда)
В 4+ мотогондола значительно длиннее и несколько больше по высоте. С нишей так же проблемы, на модели она больше, чем на чертеже.
Возможно, разница в длине мотогондолы на чертежах объясняется разными двигателями на машинах, с которых делались чертежи.

Крыло 

В чешских чертежах крыло Копро лежит практически идеально, только нужно перенести «клык». Монограм шире, длиннее. Красной стрелкой отмечена явная неточность в сопряжении с мотогондолой.
В чертежах Бурдина Копро также лежит неплохо. Чертежам не соответствует «сандалета» на конце крыла и «клык».
Монограм-сложно сказать, почему так «съехала» стреловидность. Но, думается нам, что за счет большей толщины мотогондолы в задней ее части стреловидность более-менее откорректируется. Но и без этого видно что монограмовское крыло более широкое и длинное. И опять та же неточность в сопряжении с мотогондолой.

Стабилизатор


В чешских чертежах чешский же стабилизатор лежит очень хорошо. Монограм великоват и неверна стреловидность.
В отечественных чертежах неверны стабилизаторы обеих моделей, но если Копро великоват и его необходимо уменьшать, то Монограмовский по передней кромке в корне необходимо еще и немного нарастить. 

Остальные детали

На закуску несколько фото деталей моделей для сравнения. Кстати в Монограме не совсем верны пилоны, точнее их в жизни 8 шт одинаковых + 2 шт под ракеты Р-60, а в модели 4 шт одинаковых + 2 таких же, но более длинных + 2 под Р-60.
Копровцы лучше справились и с грязезащитным щитком.

Заключение

Достаточно сложно сравнивать модели, одна из которых делалась по прототипу, а вторая по серийной машине. Возможно, приведенные неточности Монограм на чертеже прототипа не будут неточностями. Но в связи с отсутствием чертежей оного проверить это у авторов возможности нет.  Предвидим вопросы: А зачем тогда вообще было Монограм вкладывать в чертежи строевых машин и сравнивать с такой же моделью?
Ответ: Затем, что основная масса моделистов будет делать именно строевой вариант, и споры ведутся не о постройке прототипа, а чья модель точнее передает облик обычного Су-25. Наше мнение: У модели КР трудноизлечимых мест меньше, чем у Монограмма, в зависимости от чертежей, по которой Вы будете делать модель. В плюсе чешской модели её относительная доступность. При наличии афтемаркета (НеОмега, Экипаж, травление ПART или Эдуард) из нее вполне можно получить приличную модель Су-25.

В обзоре использовались материалы:

4+ Publication Su-25
С.Бурдин  Су-25 Штурмовик. История, конструкция, вооружение, боевое применение.
Фотографии:
4+ Publication Su-25
http://www.photoka.info/
Выражаем благодарность Павлу Гусьеву, предоставившему модель Monogram для обзора

Если у вас есть замечания по обзору, комментарии или советы по коррекции моделей, пожалуйста сообщите нам на нашем форуме. Мы обязательно включим их в этот обзор со ссылкой на вас.

 

(с) Петр Берестовой и Тарас Ткаченко 2006

 

Рейтинг@Mail.ru