Су-15 от Trumpeter

  Главная >> Обзоры: СССР/Россия >> Су-15ТМ
   Тип: Су-15ТМ
  
Масштаб: 1:72
   Производитель: Trumpeter
   Номер по каталогу:
   Технология: литье

   Обзор модели
  
Дата публикации: 14.10.2013
   Андрей Зинчук

 

Китайская фирма Трумпетер продолжает нас радовать своими моделями. Появившаяся в этом году линейка моделей советского истребителя авиации ПВО Су-15 вызвала повышенный интерес, альтернативы им практически не существует. Древние изделия фирмы Pioneеr выглядят скорее как пародия, если не издевательство, на этот изящный самолёт. Довольно неплохая модель Су-15ТМ от ВЭС практически исчезла из продажи. Наиболее доступные сейчас на рынке модели Су-15 и его модификаций производства украинской А-model явно не по зубам многим моделистам.

Трумпетер выпускает в настоящий момент три модификации Су-15, Су-15ТМ, Су-15УМ. Беглый взгляд в одном из магазинов в коробку с Су-15ТМ вызвал смутные опасения в её точности и до отзывов коллег я брать её не решился… Но тут подвернулся случай, меня попросили приобрести модель Су-15ТМ и появилась возможность её пощупать и частично промерить. Итак...

Коробка

Оформленная в традиционных цветах, с броским рисунком на лицевой стороне, достаточно крупных размеров, - в такой коробке модель не затеряется на полке модельного магазина. Картон плотный, жёсткий, детали модели хорошо защищены на любом этапе, от повреждений при перевозке и хранении, и от потери деталей при сборке и покраске (хотя гарантировать этого не может!).

Инструкция и декаль

Инструкция представляет собой шестистраничную «раскладушку» с подробной и понятной схемой сборки, помимо страницы с обязательными советами и предупреждениями, есть и страница с изображением декали и деталей на литниках.

Схема окраски даётся в цвете, цвета привязаны к не очень распространенным у нас краскам Mr.Color и Aqueous Hobby Color. Напутать с нанесением технических надписей и знаков будет трудно, все эти элементы хорошо показаны в схеме окраски. Всё предельно ясно и понятно, цвета и техничка, хоть и не полная, вполне соответствуют реальности. За исключением окраски вооружения, схема советует всё красить в голубой цвет, но всем известно, что ракеты Р-60 и Р-8 практически целиком белые, а поверхность УПК-23 – лакированный дюраль.

Декаль позволяет собрать Су-15ТМ в двух вариантах окраски, камуфлированный и более распространенной в частях авиации ПВО – в так называемых «цветах натурального металла». Никакой исторической привязки эти варианты окраски не имеют, для кого это важно – выручит декаль от фирмы «Бегемот». На декали присутствуют бортномер 11, его использование инструкцией не предусмотрено, а вдруг пригодится?

Скачать инструкцию к набору

Пластик

Все детали, а их почти сотня, упакованы в отдельные пакетики, что правильно. Они меньше царапаются, путешествуя к нам из Поднебесной, и даже если отвалится какая мелочёвка, то никуда не денется, если только моделист сам её не вытряхнет. К качеству литья претензий нет, практически идеал – всем брать пример.

Расшивка глубокая, на мой взгляд, чуть излишне, но зато можно смело заливать грунтом, краской, лаком.. Расположена она примерно в нужных местах, настолько примерно, что у меня бы рука не поднялась её перешивать. В общем, разглядывание литников вызывает умиление, если бы не досадные «мелочи», которые мне сразу бросились в глаза.

Увеличить

Увеличить

Главный и трудно устранимый «косяк», это место перехода плоских поверхностей фюзеляжа в «цилиндр» основания конуса РЛС в районе пилотской кабины – на модели плоские поверхности бортов протянулись вперёд за козырёк фонаря и там резко переходят в цилиндр. В реальности это переход более плавный.

Не удалось разработчикам изобразить аэродинамическую крутку крыла, на модели это выглядит как излом. В реальности поверхность крыла ровная, а выгибается вниз лишь передняя кромка.

Разработчики сэкономили на киле, он дан без «морковки» обтекателей антенн системы «Берёза», которые располагались над контейнером тормозного парашюта. В таком виде киль ещё уместен на ранних Су-15Т, но никак не на Су-15ТМ.

Кабина получилась в общем похожая, но уж сильно зажатая, от этого кресло КС-3/4 вышло маленькое. Заменить на правильное, «неомеговское» к примеру, без переделки всей кабины трудно. Приборную доску изображает ровный кусочек полистирола, приборов нет ни на нём, ни в декали.

Над нишами шасси потрудились, есть имитация силового набора, но форма ниш основных шасси какая-то расплывчатая. Схалтурили и с нишей носовой опоры, которая имела переменную глубину, в модели она постоянная и колесам в ней не поместится. Кроме того, забыли сделать Y-образный ломающийся подкос носовой стойки, хотя в нише имеются посадочные места для неё.

Сдвижная часть фонаря имеет на внутренней поверхности ряд выступающих полосок, в реальности это тонкие металлические полосы системы обогрева фонаря практически незаметные. Отсутствует на ней перископ. Не совсем верно выполнен разъём фонаря, линия стыка должна иметь больший наклон вперёд.

В остальном, все детали вполне похожи на себя. Достоверно выполнено вооружение, правда, стреловидность крыла Р-8 должна быть побольше. Производитель не советует использовать ПТБ имеющиеся в наборе, что странно. Су-15ТМ летали с баками чаще, чем с УПК-23. Отсутствуют пара мелких воздухозаборников, нет антенн системы госопознования, деталь D10 изображающая контейнер кинокамеры на строевых самолётах отсутствовал. Саблевидная антенна системы «Лазурь» размещалась не по оси самолёта. И уж конечно, радиопрозрачное покрытие антенны АРК (торчащая на 1 мм «таблетка» за фонарём пилота) не выступало над поверхностью на 7 см! Посадочные фары рекомендуется вклеивать в крыло. Такое расположение фар характерно для Су-15, на Су-15ТМ они переместились на нижнюю поверхность воздухозаборников, кстати на модели выделены расшивкой круглые лючки – как раз в этом месте и находились фары.

Для определения размеров были вычленены основные детали модели. Должен отметить – их стыкуемость замечательная! При аккуратной склейке реально обойтись без шпаклёвки. Вот табличка основных размеров.

  Длина с ПВД Длина без ПВД Размах
Самолёт, мм 21440 20540 9340
Должно быть в 1/72, мм 297,7 285,2 129,7
Модель, мм ≈310 ≈290 130

На фотографиях видно как набегают лишние миллиметры из-за длинного обтекателя РЛС и хвостового кока. Погрешности возможны из-за щелей и неплотной посадки деталей.

В целом это хорошая модель интересного самолёта, лёгкая в сборке, но с рядом заметных неточностей стимулирующих выпуск различных наборов для исправления оных. Но за такую цену хотелось бы получать модели не требующие серьёзных переделок и дополнений.

© Андрей Зинчук, 2008

 

максисайз сколько стоит

Рейтинг@Mail.ru