Главная >> Обзоры: СССР/Россия >> Су-12

   Тип: Су-12
  
Масштаб: 1:72
   Производитель: MSV Moldova
   Постройка модели
   Автор:
А.Борискин

 

ЗА НАШУ "РАМУ"!

Су-12, опытный образец четырехместного разведчика-корректировщика, производство MSV Moldovа..

Характеристика модели

Масштаб – 1:72
Внутренний крой
Кат.№72001.
Три литьевые рамки, одна из них с прозрачными деталями.
94 деталей из серебристо-серого пластика, 4-прозрачных.
41 элемент декали – ОЗ, технические надписи и маркировка, «приборные доски».
Альтернативное положение стоек шасси, подвижные рули на хвостовом оперении, верхняя пушечная установка.
Линейные размеры:
Самолет: 1/72: Модель:
Размах - 21,575 м 29,97 см
Длина - 13,053 м 18,13 см

 

Рейтинг (максимум - семь):

Упаковка - 5
Декаль - 5

Инструкция - 5

Литье - 4

Деталировка - 3

Копийность - 4

Собираемость - 3

Общая оценка - 4

 

О самолете

Под большим впечатлением от применения очень удачного немецкого FW.189, который, особенно в первые три года войны, попортил много крови советской пехоте и истребителям, КБ П.О. Сухого было дано задание на разработку аналогичного разведчика – корректировщика. В 1943 году был готов эскизный проект «нашей рамы» - РК. Проект во многом повторял «немца», а сама идея и компоновка полностью копировали немецкие. Если бы РК пошел в серию еще до конца войны, то, скорее всего, стал на первых порах предметом «вожделения» наших «ястребков» из-за крайней схожести.

Но реалии войны похоронили многие опытные конструкции и проекты. РК не стал исключением. Наработанный задел пригодился позже, когда всего чем менее за полгода КБ спроектировало и построило значительно переработанный РК, получивший обозначение Су-12, который был испытан в 1947-48 гг. Два построенных образца отличались бронированием и вооружением, двигатели АШ-82Ф в процессе испытаний были заменены на АШ-82ФН. Машина получилась удачной, это единодушно признали все летчики – испытатели (что ни имя – легенда: Галлай, Анохин, Стефановский…). Но в серию Су-12 не попал. Возможно, из-за недоведенности системы управления оборонительным вооружением. Модель повторяет поздний вариант с усиленным бронированием и четырьмя пушками Б-20.

Общие впечатления

Хороший дизайн упаковки, качественная полиграфия и сам рисунок Су-12 Литники лежат в большом полиэтиленовом пакете, декаль приятной наружности и содержания – в индивидуальной упаковке. Инструкция вполне на уровне, все, что нужно, имеет. Есть и привязка цветов к Humbrol. Вот только при компьютерной верстке все почему-то ужали по вертикали процентов на двадцать. Оттого фото и схема окраски смотрятся, как в кривом зеркале комнаты смеха. Посмотрим на главное – детали набора. .Литье чистое, с небольшим облоем, внутренний крой - аккуратный, но несколько великоватый. Разочаровывает никакая проработка кабины, деталей шасси и мелочевки. Видно, что мастер – модель делал человек, имеющий мало опыта (или технологических возможностей). Несмотря на общее соответствие плановых проекций и раскроя единственно мне известным чертежам в[1], модель в длинном ряде мелочей (а благодаря именно им она и похожа на «большой» самолет) выполнена либо сильно упрощенно, либо неправильно. Прежде всего бросается в глаза мизерная хорда лопастей винтов, которые неоправданно расчленены на целую кучу деталей и неверный профиль крыла. Нет ряда лючков, накладок и крышек. Остекление кабин имело, спереди по крайней мере точно, плоские, а не гнутые стекла. Прозрачные детали выполнены чисто, но очень толсто, с упрощенным и чрезмерно рельефно «пропечатанным» переплетом. Несколько великоваты шишки, имитирующие винты панелей обшивки.

Список более мелких дефектов слишком велик – не стоит отнимать место в газете и вашего времени.

В целом воспринимается все это как поздний «Пластикарт», правда, с несколько лучшей по точности, геометрией, качественной декалью и инструкцией.

Работа

Стыкуется почти все неплохо. Почему почти: все подвижные элементы не лезут на свои места – нужно много попотеть, чтобы вогнать их «в формат». Штифты на крыльях и стабилизаторе – чистое издевательство. Их лучше уничтожить, чтобы не досаждать домочадцам разными междометиями. Несмотря на это, точный переход от деталей крыла к соответствующим зализам на мотогондолах и кабине не получается из – за разных размеров стыкующихся деталей. Уже упомянутые отдельные лопасти винтов при сборке топорщатся в разные стороны, пока не «встанет» клей. Маслорадиаторы с отдельными «ковшами» и профилированным каналом на мотогондолах, хорошо задуманные, на деле плохо подходят друг к другу. Колеса, по идее защелкиваемые в вилки стоек шасси, болтаются в них, как … в проруби.

А в остальном, прекрасные коллеги, совсем все неплохо, это уже без иронии. Если что и приходится традиционно делать, так это подчищать стыки и подгонять некоторые детали в обычных для «наших» наборах объемах.

В моем конкретном случае это почти все. Рули приклеены, дабы избежать мытарств, неподвижно. В остальном все собрано «из коробки».

А для души, конечно, надо бы сделать заново деталировку кабины, ее остекление и шасси, поработать над раскроем, выполнить профилировку передней кромки элеронов.

Окраска и нанесение маркировки – обычная несложная процедура. В некоторой степени оживит модель, как и всегда, аккуратная, тонированная окраска. Схема окраски и маркировки в инструкции – вполне добротная и номинально достаточная. Звезды на килях лучше разрезать по линии сопряжения с рулями направления.

Резюме

Если бы не беды со штифтами и рулями – вполне приемлимый для начинающих набор среднего уровня. Или неплохая заготовка для переделки опытными моделистами.

Хорошо, что появилась модель самолета, ранее недоступная по причине отсутствия таковой, плохо, что модели, как и самолету - оригиналу, не особенно повезло.

Модель для сборки предоставлена редакцией газеты «Моделизм».

Литература:

  1. Журнал «Моделист – Конструктор» №7’1988 г.
  2. Журнал «Крылья Родины» №2’1992 г.

А.Л. Борискин, 27.04.2002 г.

 

         Обзор предоставлен главным редактором газеты "Моделизм" А.Ершовым