Постройка модели МиГ-31

  Главная >> Обзоры: СССР/Россия >> МиГ-31

   Тип: МиГ-31
  
Масштаб: 1:72
   Производитель: Звезда, Кондор
   Номер по каталогу
   Обзор моделей
   Дата публикации: 14.10.2013
   Николай Попов

 

«Страдания на тему авиамоделизма» или «О том, как я строю МиГ-31-вые»
Николай Попов, командир экипажа МиГ-31

Пункт первый, отправной, – чертежи

В Мире Авиации мне не очень нравятся, - самолет короче настоящего. Мой выбор - чертежи из PRZEGLAD KONSTRUCJI LOTNICZYCH 1/93 Altair МиГ-31Б серийный номер 38401208786, Берлин 1992 г. Необходимо немного изменить форму стальной накладки на ОЧФ (остекленной части фонаря) передней кабины - сделать её в форме трапеции.

Пункт второй, – какой самолёт будем делать?

Ведь существует «два планера» самолета МиГ-31, которые отличаются воздухозаборниками двигателей - «старый» (рис.стар БСВЗ, ВСВЗ) и «новый» (рис.0470045) (МиГ-31М не рассматриваю).


МиГ-31 с СВЗ "старого" типа


МиГ-31 с СВЗ "старого" типа

Основное отличие заключается в верхней передней части СВЗ (сверхзвуковой воздухозаборник) т.е. у «строго планера» верхняя передняя часть выступает над общей верхней поверхностью СВЗ. Этих самолётов было менее 10 процентов от общего парка - и это до всех сокращений, а сейчас, наверно, они совсем не летают. «Звезда», имеющая «старый», - выступающий СВЗ, просто стачивается и дорабатывается под более поздние серии.


МиГ-31 с СВЗ "нового" типа

Выступающие СВЗ сулят еще массу проблем типа:
- форма антенн;
- при подвеске Р-40 необходима подвеска АПП вместо Р-33 №2;
- наличие «белого сопла» сложной формы (с 1989 года самолёты стали выпускаться с «темным» соплом). Я просто их не делаю и даже сопло двигателей от «Звезды» дорабатываю в «жесткое» - темное. Хотя в эксплуатации находились самолеты с разными соплами, т.е. одно «белое» другое «темное».

Внешний вид самолёта: шасси выпущено и обжато, при этом обечайка должна находиться в положении 20 градусов. Если самолет в воздухе, то тележка шасси занимает другое положение, расстояние - база между пневматиками тележки уменьшается, и передний пневматик находится выше заднего, так как стойки убираются вперёд. Клин СВЗ находится в убранном положении, площадь проточной части СВЗ максимальна.

Идем дальше. К остальным модификациям относятся самолёты 31, 31ДЗ, часть этих самолётов была доработана в МиГ-31БС. Все самолеты, имевшие штангу дозаправки, имели «новый» фюзеляж, «старый» был только у демонстратора.
МиГ-31БС на базе МиГ-31 не имели штанги дозаправки, у МиГ-31БС на базе МиГ-31ДЗ она была установлена. Единственным отличием (видимым в 72-м масштабе; оборудование и кабина не рассматривается) БС-ов от НЕ-БС-ов стала доработка - укорачивание упоров рулей Р-33/33С, и то не сразу, а после1-2 лет эксплуатации в частях.

После этой доработки верхние рули стали складываться не под 90 градусов, а параллельно нижней плоскости фюзеляжа; при этом внутренние рули задних УР перекрывают друг друга. Но в связи с тем, что Р-33С на вооружении так и не появились, актуальность в этой доработке отпала и, вероятно, не все машины были доработаны.

Все 4 построенных мною МиГ-31, - это 3 «Звезды» и 1 «Кондор», были в варианте МиГ-31 и МиГ-31Б б.н.76, участвовавший в дозаправке 1993 г. и 2005 г. Все эти самолёты имеют «темное» - жесткое сопло.

На всех моделях внутренности СВЗ закрыты фольгой, профилированной на дюймовой резьбе подходящего болта; также оформлены ниши основных стоек шасси у «Кондора». Кроме того, на реальном самолете внешние стенки СВЗ имеют острые кромки, поэтому я стачиваю их до такого же уровня и на модели, при этом антенну СПО-15, расположенную на передней части СВЗ, изготавливаю сам.

Итак, МиГ-31Б б/н76 участвовал в дозаправке в 1993 г. и на тот момент упоры рулей не были укорочены. (Б.н.76 принимал участие и в дозаправке 2005 г. вместе с б.н. 71, 72, 73 с эмблемой, как на коробке «Звезды», 77,79). Также, интересен внешний вид штанги дозаправки, - с неё снят обтекатель, предположительно из-за возможности повреждения юбки конуса дозаправки. На этом самолёте основное отличие модификации «Б»:

как на раннем «Б» не ярко выражено, - вместо мощного трубопровода в нише левой основной стойки шасси у него просто установлена заглушка (правда, я её не делал).
После посещения базы резерва в августе, я понял, что моделистам стало ещё проще с окраской антенн в носовой части: их цвет, как у всего самолета, – светлосерый. Да и самолёты с именами Героев СССР стали иметь блеклый вид, так как все рисунки и надписи наносились нитрокраской.
Ну, а кто хочет заняться «извращениями» на тему МиГ-31, может построить самолет с 5 ракетами: 3 УР Р-33, 2 УР Р-40ТД и АПП-46 вместо Р-33№2.
Моё мнение по моделям: если для себя – долго делать то это «Кондор», если кому-то, то Звезда – легче собирать.

Галерея моделей

МиГ-31 б.н.15

МиГ-31 б.н.76

Ссылки по теме:
Фотообзор МиГ-31 - 1
Фотообзор МиГ-31 - 2

Обсудить на форуме

© Николай Попов 2005

 

 

Незабываемый отдых, отель рэдиссон сочи .

Рейтинг@Mail.ru