Главная >> Обзоры: СССР/Россия >> МиГ-29СМТ

   Тип: МиГ-29СМТ
  
Масштаб: 1:72
   Производитель: Восточный экспресс/Аэрос/Кондор
   Автор:
А.Борискин

 

Самолет

МАПО "МиГ" оказалось в трудном положении к концу 90-х. Результатом явилась попытка предложить потенциальным покупателям и владельцам большого количества почти новых (по состоянию) МиГ-29 его обновленные (по функциональным возможностям) модификации. Одной из них стал прототип МиГ-29СМТ, совершивший первый полет 27 ноября 1997 года, а 20 апреля 1998 года вариант, модернизированный в полном объеме. Как всегда, кратко о предмете копирования. Главная задача разработчиков - не делая коренную модернизацию, придать МиГу расширенный спектр вооружения, особенно класса "воздух-земля". Для этого установили доработанную БРЛС "Топаз" с повышенным разрешением, с режимом картографирования местности и привязки к этой карте, посредством установки маркера телевизионного визира. Так называемая "открытая" архитектура БРЭО позволяет адаптировать на МиГ почти все виды вооружения, в том числе западного.

Большой бак в гаргроте и накладной бак в хвостовой части позволили резко увеличить дальность - до 2400 км. Возможность устанавливать демонтируемую систему дозаправки еще более расширяет радиус действия истребителя, ставшего многофункциональным. Кабина снабжена совершенно новой авионикой. Основная полетная информация считывается с двух цветных ЖКИ дисплеев. Весь парк МиГ-29 предполагалось доработать до уровня МиГ-29СМТ. Реальные перспективы новинки, однако, не внушают особого оптимизма. Но все течет, все изменяется - кто знает, возможно, эта разработка или ее составные части найдут свое применение в обозримом будущем.

Модель

Нет-нет, это не новая модель. К сожалению, предложена своеобразная модификация старой-престарой тернопольской модели от "Аэрос". О ней, в сравнении с МиГом от Italeri, писал в свое время М-Хобби. Модель представляет собой относительно точный по геометрии "двадцать девятый", но исполненный на уровне FROG-а семидесятых. Если кому-то этой характеристики окажется достаточно, то дальнейшее повествование можно пропустить.

Основная новинка - это верхняя половина фюзеляжа, выполненная достаточно точно, раскрой неплохо передает реальный, но исполнено все на "три". В наборе много подвески - новый подфюзеляжный бак, ракеты и АПУ. Однако, ракеты плохо стыкуются с чертежами, сделаны грубо. Для Р-73 должны быть АПУ-73, но разработчики "унифицировали" это дело и дали четыре АПУ-60. Есть альтернатива выбора конфигурации килей - или со скругленными короткими "форкилями", или с длинными крыльевыми гребнями с блоком выброса ловушек БВП-30-26. К счастью, МиГ-29СМТ впервые был показан без подвески и узла дозаправки, с крыльевыми гребнями, поэтому подобия ракет и АПУ отложим в сторону. Этому соответствуют и фотографии борта 405. Поэтому лучше собрать МиГ в таком виде.

Остальные детали приемлемы по геометрии, это я уже отметил, но старая отливка выглядит просто плохо и имеет массу отклонений от правды в мелких деталях. Детали стыкуются неважнецки. Новый "верх" встанет на место только после ликвидации стыковочного переднего штифта. Сопла двигателей меньше по диаметру миллиметра на 1,5. Шасси вызывают те же грустные ощущения. Угол между основными стойками и задней тягой-подкосом неверен. Из-за этого деталь не попадает в посадочные отверстия. Колеса основных стоек слишком "квадратные" в сечении. Консоли - самая "обмыленная" деталь. Нет характерного "подгиба" передней кромки вниз к концу размаха. Штифты на них лучше убрать, иначе и без того плохая стыковка с фюзеляжем при таком раскладе станет вообще невозможной – консоли "уйдут" вверх. Мелкие детали - щитки шасси, тяги и т.п. лучше выполнить заново. Прототип имеет стандартную схему камуфляжа для МиГ-29. На коробке изображен самолет с другими цветами, не соответствующими первой демонстрации МиГ-29СМТ.

Покраска сравнительно проста, были использованы краски от "Хобби+". Доработок не проводилось. Декаль хорошего качества, проблем в работе с ней не отмечено. Невесело как-то получается, верно? Что поделать - обычно больше везет "раскрученным" самолетам. И нет особой надежды на появление в будущем другого МиГ-29СМТ в 1/72. Поэтому для настоящих фанатов семейства МиГ-29 подарка не получилось. Придется браться за дело во всеоружии знаний и умений, переделывая набор в подлинную модель. Тем более основа для этого есть. И конечно, производителям на коробках, в любом случае, лучше писать: "набор", а не "модель".

Литература:
1. Журнал "Авиация и Космонавтика" 7/98
2. Журнал "Авиация и Время" 5,6/2001
3. Статья "А теперь - горбатый", "АиВ"

А.Л. Борискин, Саранск

Модель (то есть теперь уже - набор) для сборки предоставлена (-лен) редакцией газеты "Моделизм".

         Обзор предоставлен главным редактором газеты "Моделизм" А.Ершовым