МиГ-29 от Airfix

  Главная >> Обзоры: СССР/Россия >> МиГ-29 от Airfix

   Тип: МиГ-29
  
Масштаб: 1:72
   Производитель: Airfix
   Автор:
Антон Цюпка

 

МиГ-29 от Airfix
или
Сказка о самом правильном 29-м

Модель эта попала ко мне еще в начале августа, но по разным причинам обзор писался очень долго, хотя и приступил я к нему практически немедленно. Одной из причин стала неоднозначность модели. У МиГ-29 (1/72) от Airfix в среде российских моделистов сложилась репутация наиболее точной и полной модели данного самолета.

Наверное, поэтому я приступал к изучению содержимого коробки с едва скрываемым душевным трепетом. Ожидал увидеть внутри нечто необыкновенное. Реалии, как всегда, оказались более суровы, чем ожидания. Но, обо всем по порядку. Модель относится к Hi-Tech серии (Series 10) Airfix, отлита под высоким давлением и состоит из восемьдесят одной пластиковой детали (в т.ч. шести прозрачных), размещенных на четырех литниках, пластины с фототравленными деталями (40 деталей) и семи деталей из белого металла.

Пластик серого цвета, вполне стандартный для Airfix. На мой взгляд, пластик жестковат и, видимо, несколько хрупок. Расшивка аккуратная внутренняя, ее толщина и глубина, по-моему, вполне приемлемы для 72-го масштаба. Отливки практически не содержат облоя, вообще нет утяжин, на некоторых мелких деталях присутствуют небольшие следы толкателей. Но без основательной ложки дегтя тут все равно не обошлось. Половина крупных деталей (в основном относящиеся к фюзеляжу) имеют во многих местах ярко выраженные дефекты поверхности. Будто на пластик попали капли едкого растворителя. Причем местами пластик разъеден весьма значительно и понадобится не только его зашлифовать, но и предварительно зашпаклевать. Стыкуемость деталей не проверялась, но, по отзывам человека, собиравшего данную модель, существенных проблем при сборке не было. Что же касается копийности модели… Я не сторонник “ловли блох”, но не удержался от того, чтобы проверить, на сколько модель соответствует тому, что о ней рассказывают. В качестве эталона были приняты чертежи МиГ-29 “9-12” из “4+”. Что же мне удалось “поймать”? Еще раз оговорюсь, что ловить расхождения в пределах пары миллиметров на двадцати сантиметрах длины модели, я не люблю и считаю это вполне допустимой погрешностью. Поэтому, сторонники того, что “точность никогда не бывает лишней”, должны будут вооружиться чертежом и линейкой и обмерить модель еще раз самостоятельно. Итак, на первый взгляд модель довольно точна. Но, при сравнении с чертежами, начинаешь осознавать, что безоглядно верить рекламе нельзя. Перечень “ляпов” следующий:

• Неверная форма обтекателя РЛС;
• Гаргрот длиннее примерно на 5 мм, вследствие чего хвостовой ласт также оканчивается на 5 мм дальше, чем положено; • Форма ласта в плане немного не верна;
• Наплыв крыла заканчивается примерно на 2-3 мм раньше, чем надо;
• Ширина фюзеляжа от места окончания наплыва и далее меньше примерно на 3-3.5 мм;
• Крыло имеет верный размах, но хорда крыла шире, чем нужно, на 6 мм в корневой части и на 3.5 – в концевой;
• Стабилизаторы также имеют большую на 1-1.5 мм хорду, чуть больший размах и неправильной формы законцовку; • Кили имеют чуть больший угол стреловидности передней кромки, неверную длину форкилей и немного не соответствует расположение антенн;
• “Ковши” воздухозаборников недостаточной высоты; • Сечения мотогондол не соответствуют прототипу;
• Неверный размер створок воздухозаборника на верхней поверхности наплыва;
• Расшивка в целом верна, но местами сильно утрирована, не хватает многих линий и лючков, особенно на нижней стороне фюзеляжа и крыла;
• АПУ не имеют практически ничего общего с действительностью;
• Ракеты Р-27Р имеют правильную длину и размах оперения, но недостаточный диаметр, ракеты Р-73 похожи на себя только в общих чертах, несоответствия по всем измерениям, Р-60 немного длиннее и тоньше, чем должны быть; • Блоки выброса ловушек большей высоты;
• Недостаточная высота фонаря в задней части (впрочем, это почти незаметно).

На этом перечне я решил остановиться, дабы не отбить у себя желание заняться когда-либо этой моделью.

Теперь немного о деталировке и исполнении. Фюзеляж собирается из трех частей: верхней половины и нижней, раскроенной на переднюю и заднюю части по линии ниш основных стоек шасси. Возможны проблемы на стыке половин в районе носового обтекателя. Но это только предположение, т.к. детали от литников я не отделял. Каналы воздухозаборников собираются из двух половин каждый, внутрь вклеиваются запирающие створки (глухие). Ниши основных стоек шасси и створки ниш имеют довольно бестолковый рельеф, ниша носовой стойки – “лысая”. Крыло состоит из правой и левой плоскостей. Часть нижней поверхности крыла отлита вместе с задней нижней частью фюзеляжа. Кили и стабилизаторы отлиты цельными деталями. Сопла собираются каждое из двух частей. Снаружи неплохи, внутри голые. Вооружение, как уже можно было понять из критических замечаний выше, состоит из двух УР Р-27Р, двух Р-73 и двух Р-60. Одиннадцать деталей в наборе составляет всяческая мелочь типа антенн, ПВД и т.п., так что, самому их делать скорее всего не придется. Неплохие посадочные фары, но, как назло, в облое по самое не могу. С учетом небольших габаритов. Придется повозиться, чтобы их оттуда выпилить. На стойках шасси и кокпите остановлюсь отдельно. Первые в наборе даны в двух вариантах: пластиковые и отлитые из белого металла.

Качество исполнения пластмассовых мне показалось куда выше, чем металлических, детализация же одинакова. Зачем производитель сделал такой дубляж мне, откровенно говоря, совсем непонятно. Стойки, к слову, похожи на правду, из доработок можно при желании разве что имитацию гидравлики сделать (кстати, на металлических стойках это значительно сложнее). Колеса на вид довольно посредственны. Носовые отлиты целиком, колеса основных стоек шасси состоят из двух половин. Думаю, что лучше их заменить на колеса от “Экипаж” или “Эльф”. Кроме стоек из белого металла изготовлено кресло К-36 и боковая стенка кабина с РУД. Кресло также имеет пластмассового двойника, состоящего из трех деталей. Металлическое более похоже на прототип, но качество литья весьма посредственное. Поэтому настоятельно рекомендую использовать резин от НеОмеги или другого производителя. С установкой металлической панели моделиста, боюсь, ждут некоторые сложности, связанные с ловкостью пальцев и стачиванием лишней толщины. Помимо вышеперечисленного кокпит включает в себя “ванну” практически не имеющую рельефа на боковых консолей, приборную доску с имитацией приборов, РУС, прозрачный ИЛС и безногого, но очень высокодетализированного пилота. Фонарь состоит из двух частей: козырька и откидной. Чистый, прозрачный, но из-за значительной толщины (местами более 1.5 мм) с сильными искажениями. Переплет дан хорошим рельефом, поэтому проблем с его окраской не будет. Обогатить кокпит призваны имеющиеся в наборе фототравленные детали.

В частности, для этой цели предусмотрены: приборная доска (7 деталей), боковые консоли (6 деталей), детали боковых стенок кокпита (3 шт.), зеркала (3 шт.) сидение кресла с привязными ремнями и “яйцами”. Кроме этого в наборе ФТД имеются верхние части блоков выброса ловушек, “накладка” на пушечный отсек и еще несколько деталей, идентифицировать которые я затрудняюсь. По видимому, это крепления створок ниш шасси, “крылышки” датчиков углов и еще какие-то накладки. Возможно, предназначение этих деталей указано в инструкции к модели, но, к сожалению, она вместе с декалью была утеряна.  Посему обзор обделен описанием окраски, декали и прочих приятных моделисту вещей. Могу лишь заметить, что, судя по коробке, предлагалось на выбор два варианта: ВВС СССР пилотажная группа “Стрижи” 1991 год и ВВС Германии, также 1991 год. Дабы читатели не заскучали от такого с моей стороны “кидалова” под конец обзора, привожу в качестве моральной компенсации фотографию собранной “из коробки” модели.

Автор Валерий Корелов. С более полным фотообзором данной модели можно ознакомиться по ссылке http://www.rumodelism.com/gallery/gj1.shtml В заключение хочу сказать, что 29-й от Airfix вовсе не оказался прекрасной принцессой, как его многие описывают. Доводок он требует немало, многие недостатки очень тяжело устранимы или практически неустранимы (например, сечения мотогондол). Между тем, модель все же весьма точно передает облик прототипа. Все ее ляпы, кроме разве что хорды крыла, может “поймать” только специалист при наличии чертежа. Поэтому я могу рекомендовать данную модель или как заготовку для профи, или как набор для “изкоробочной” сборки для менее притязательных моделистов. Правда, тормозом на их пути может стать труднодоступность данного набора и его довольно высокая цена.

Отдельная благодарность выражается Дмитрию Срибному, предоставившему модель для обзора.

Антон Цюпка

 

© Антон Цюпка

 

 

Рейтинг@Mail.ru