Главная >> Обзоры: СССР/Россия >> МиГ-23МЛ/МЛД

   Тип: МиГ-23МЛ/МЛД
   Масштаб: 1:72
   Производитель: Звезда
   Автор:
Алексей Гущин

 

mig23.jpg (21546 bytes)

Не скажу, что модели реактивных самолетов входят в сферу моих жизненных интересов (все-таки "винты" выглядят гораздо круче), но всегда почему-то хотелось построить что-нибудь эдакое и именно наше, советское, да еще и произведенное у нас в России. Тем более, что в каталоге фирмы Italeri под рисунком МиГ23 – Flogger D стояла подпись ZVEZDA.

Снаружи все выполнено в привычном стиле, яркий, но не слишком выразительный рисунок, на котором изображены мчащиеся МиГи, несущие одновременно и бомбы и ракеты средней дальности Р-23/Р-24. Ошибка художника очевидна: данная модификация истребителя могла выполнять и ту, и другую задачу, но в первом случае помимо бомб на самолет подвешивались только ракеты Р-60 с ИК ГСН. Так что тот, кто решит "навешать" на свой 23-й все изображенное на коробке, сделает очень большую ошибку.

Количество адреналина в крови заметно поднялось после изучения инструкции, в которой разработчики отдали огромный объем рассказу об истории создания и применения прототипа, объяснения методики использования сдвижных картинок (декалей) и прочей чепухе. В результате схема окраски и нанесения декалей вышла мелкой и невнятной. Как мне кажется, увеличив площадь листа в 1,5 раза, инструкцию можно было сделать гораздо удобнее и эстэтичнее, а главное – доходчивей. В результате правый борт показан только до конца подвесной пушки ГШ-23, а дальше о расположении пятен можно только догадываться. Но это все еще мелочи, хотя настроение, как вы понимаете, уже не то…

Развернув инструкцию, я увидел… Нет, скоре догадался, что эти наскальные рисунки должны изображать этапы славного пути (ну, то есть сборки). Можно, конечно, долго объяснять, что так делать нельзя, но мы, господа разработчики, ограничимся класикой: “в нашем деле за такое надо бить канделябраром…” После этого кругозоровские (в смысле экс-фроговские) инструкции воспринимаются как истинные шедевры. Все в них было изображено в изометрии (!), четко и понятно.

А что же отливки? Темно-серый пластик выполненный в лучших традициях Наро-Фоминского завода. Хотя форма новая, уже появился небольшой облой, а о небольших нарушениях технологического процесса можно судить по утяжинам на корпусе в районе центровочных шипов, а так же по утолщениям на зубчатке консолей и колесах. Что является заметным плюсом модели, так это комплект вооружения (по одной ракете Р-23 и Р-24, четыре Р-60 и столько же 250-кг бомб). Хотя и далеко не полный, он все же заметно богаче тех, которыми обладают МиГ-23 заадных производителей. Весьма высокое качество и у фонаря, отлитого вместе с окном лазерного дальномера, последний предназначен для МиГ-27.

А вот декаль откровенно бедна. И это более чем странно, поскольку различных боевых окрасок “23-х” набрать по различным изданиям не так уж трудно. Да и качество ее, прямо скажем, среднее. Ну а теперь начнем сборку.

Так как в кабине отсутствуют боковые панели приборов, а кресло достаточно примитиво, то пришлось туда “сажать” фроговского пилота-реактивщика, так сказать, для заполнения образовавшегося вакуума. Окраска кабины в цвет приборной доски, даной на декали (кстати, со смещением), меня не устроила, так как цвет этот меняется от серии к серии. Поэтому я избрал Humbrol №88, достаточно темный, что позволило погрузить подозрительную пустоту в таинственный полумрак. Этот же цвет пошел и на окраску ниш шасси.

Тот, кто по забывчивости не положит груз в носовой конус, вполне может исправить этот недосмотр, разместив необходимое количество пластилина в фюзеляже.

Последний требует к себе большого внимания. Особенно это относится к центроплану и хвостовой части, где крепится горизонтальное оперение. В первом случае необходимо углубить пазы под консоли, в противном случае при изменении угла стреловидности будет постоянно стираться краска. В хвостовой же части надо свести ширину верхней части с нижней. Прежде чем их склеивать, необходимо решить, какой вариант выбрать, и просверлить посадочные отверствия.

Детали №№63 и 64 стоит попросту выбросить, поскольку они ни к одной из модификаций МиГа не имеют никакого отношения, а носок центроплана лучше сделать заново из подручных материалов.

Киль имеет небольшй люфт и при установке надо лишь проконтролировать величину усадки пластика в посадочом месте. Конечно это мелочь, но все же неприятно, особенно когда все это схватится намертво. В то же время горизонтальное оперение - выше всяких похвал.

Но вот дело доходит до шасси, и тут снова начинается полоса одних разочарований. Согласно инструкции основные стойки собираются из деталей №28 и 29, каждая из которых приклеивается соответственно к деталям №№30 и 31, затем наступает очередь еще двух пар: №№57/58 и №№65/66. К сожалению, схема сборки, приведенная в инструкции, настолько невразумительно иллюстрирует данный этап, что очередность монтажа деталей любых номеров может быть изменена в произвольном порядке, а полученные результаты почти наверняка разочаруют вас…

Не лучшим образом выглядит и ситуация с носовой стойкой. Она фиксируется только в одной точке, а всякие намеки на посадочное место начисто отсутствуют, впрочем как и имитация любого оборудования. Ко всему прочему деталь №27, опять-таки судя по инструкции, может болтаться, как ей вздумается.

Несколько слов о вооружении. Нсмотря на его обилие, смотреть в инструкцию не рекомендуем. Используйте любую другую информацию: фотографии, минский “МиГ-23МЛ/МДБ”, чешский выпуск серии “4+”, американский In action “MiG-23/MiG-27”, только не инструкцию.

Ну а теперь еще одна ложка дегтя в вашу кружку меда: дабы консоли МиГа двигались в одной плоскости, необходимо наклеить из тонкого полистирола сектора на зубчатку консолей.

Если вас не напугал весь этот список дефектов и вы фанат советских ВВС, то “23-й” от “Звезды” для вас, тем более, что в великолепные чертежи серии “4” эта модель ложится как влитая! Остальные могут почти за те же деньги приобрести что-нибудь более собирабельное. Хотя и менее точное.

         Обзор из журнала "Авиамастер" №2-3 98