Ми-17 от Звезды

  Главная >> Обзоры: СССР/Россия >> Ми-17 от Звезды

   Тип: Ми-17
  
Масштаб: 1:72
   Производитель: Звезда, Москва
   Номер по каталогу:
  
Постройка модели
   Геннадий Касьяненко

 

Модернизация вертолёта Ми-8, завершившаяся в 1980 г., привела к созданию усовершенствованного варианта этой машины – Ми-17. Толчком для этой работы, несомненно, послужило интенсивное боевое применение Ми-8 в афганской войне. Специалисты ОКБ Миля оснастили новую модификацию более мощным двигателем ГТД ТВЗ-117МТ, перенесли рулевой винт на левую сторону, значительно улучшив летно-технические характеристики вертолёта. В 1981г. Ми-17 впервые демонстрировался на авиационно-космической выставке в Париже.

ОАО «Звезда», также несколько доработав свою модель Ми-8, после непродолжительного перерыва произвела на свет свой вариант Ми-17, уменьшенный в 72 раза. Открыв красочную коробку, обнаруживаем в ней литники серого цвета, среди которых 5 литников – детали вертолёта, 4 аналогичны набору Ми-8 и один - с деталями капота двигателей Ми-17 и пилонами подвески вооружения. Само вооружение представлено шестью блоками НУРС Б-8В20 из набора Ка-58 (это несложно определить по маркировке литников). Кроме этого, набор содержит рамку с прозрачными деталями, деколь, инструкцию по сборке на 3-х листах формата А4, прайс-лист и каталог моделей , выпускаемых ОАО «Звезда».

Детали отлиты чисто, почти без облоя. Досадно выглядят лишь небольшие утяжины на втулке несущего винта дет.60С. На фюзеляже присутствует неглубокая аккуратная внутренняя расшивка, в основном правильная, сымитированы также заклёпочные швы. Фонарь чистый и прозрачный, но слишком толстый. Это может быть как преимуществом, так и недостатком, но об этом ниже. Отлитые отдельно сдвижные блистеры пилотской кабины позволяют сделать её открытой для осмотра, благо, достаточная деталировка интерьера кабины это позволяет.

Забегая вперёд, скажу, что этот набор ярко продемонстрировал, как важен для будущего облика модели такой, казалось бы, незначительный элемент, как деколь. Производитель заявил свою модель как Ми-17, но если собирать модель «под деколь», возможно получить только Ми-8МТ, борт «23 жёлтый» из состава отдельной 262-й Баграмской вертолётной эскадрильи. К сожалению, для Ми-8 МТ в наборе не хватает многих деталей, определяющих облик этого вертолёта. Отсутствуют экранно-выхлопные устройства (ЭВУ), станция постановки ИК-помех «Липа», устанавливаемая в районе места стыка хвостовой балки с фюзеляжем, лебёдка над дверью грузовой кабины, носовой пулемёт ПКТ, потолочные панели приборов в кабине пилотов, центральный пульт (автопилот). Блоки отстрела ложных тепловых целей АСО-2В, установленные под хвостовой балкой, придётся перенести в обтекатели на фюзеляже. Зато из 6-ти блоков НУРС 4 – явно лишние. На фотографиях реальных боевых Ми-8МТ больше 2-х блоков я не встречал. В горах ноша с гроздью НУРСов для Ми-8 не по силам. Кроме того, часто на пилоны подвешивались пушечные контейнеры УПК 23-250 или бомбы ФАБ-250. Лишняя также 1 лопасть несущего винта, но она нам ещё пригодится. И хотя название рубрики предполагает сборку моделей из деталей, наличествующих в коробке, каюсь – без использования подручных материалов и дополнительных покупных деталей не обошлось.

Сравнение модели с чертежами, опубликованными в журнале «Авиация и Время» №1(15)/1996 показало, что в основном модель им соответствует по габаритам и обводам. Главный и самый большой недостаток – несоответствие носовой части фюзеляжа от носового среза и до перегородки между пилотской кабиной и пассажирским салоном. Эта ошибка убивает весь внешний облик «восьмёрки». Обнаружена пара лишних лючков с правого борта снизу-сзади сдвижного блистера, зато отсутствуют вентиляционные выштамповки над этими «ложными лючками». Неверна форма бронелистов в носовой части фюзеляжа, лопасти несущего винта короче на 4-5 мм, лопасти рулевого винта уже настолько, что это бросается в глаза. Линии расшивки на днище фюзеляжа практически отсутствуют, а те, что есть, несколько неверны. Отсутствует даже намёк на место установки посадочных фар, не говоря уже о самих фарах. Не обозначены места крепления подкосов основных стоек шасси (дет. 84С, 52С).
Сборку модели лучше производить по узлам:
- фюзеляж;
- мотогондола (капоты двигателей);
- фермы с пилонами подвески;
- несущий винт;
- рулевой винт.

Эти узлы собираются вместе, окрашиваются, а уже на последнем этапе к модели приклеиваются шасси, горизонтальное оперение, мелочёвка (антенны и проч.).

Приступим, пожалуй, к работе. Прежде всего, необходимо закрыть зияющие дыры внутри фюзеляжа в районе топливных баков. Здесь поможет листовой полистирол и шпаклёвка от Тамии, для заделывания небольших раковин и царапин я использовал автомобильную шпаклёвку Nitro Soft от Body. Интерьер фюзеляжа начал с пола дет.3С. Его нужно немного сточить снизу, иначе возникнут проблемы с установкой в фюзеляж пола в сборке с перегородкой дет. 12С. Детали 23В надо приклеить ниже, чем предлагается, на 2 мм, почти до уровня пола грузового отсека. Сидения десанта сделать тоньше, изменить расположение опорных стоек, перенести их с середины ширины ближе к наружной кромке, заменив дет. 18В-20В медной проволокой из витой пары, например. Если делать распашные створки грузолюка открытыми, необходимо заделать пространство в потолке над створками. В закрытом варианте можно обойтись без этой процедуры. Далее дверной проём в дет. 12С сделаем выше, увеличим дверь дет. 14С, приклеив снизу полоску листового полистирола шириной около 5 мм, диаметр дверного иллюминатора сделаем больше на 0,5 мм. Спинки сидений на створках грузолюка (дет. 50С/51С) сделаны из листового полистирола и приклеены к п-образным проволочным скобам. Сиденья пилотов мало похожи на себя, поэтому пришлось их дорабатывать по чертежам из журнала Zlinek №3/1990 и фотографиям. Детали крепления сидений 2В, 8В не использовались по причине немасштабной их толщины, я заменил их на самодельные из проволоки. В кабине добавлен пульт автопилота между приборными панелями, изготовлена рама для крепления носового пулемёта и сам пулемёт, добавлены потолочные панели приборов. С дет. 13С нужно убрать установочные штырьки, приклеив её встык к полу, иначе она «подпружинивает» перегородку между отсеками (дет. 12С).

Установка интерьера в фюзеляж и стыковка половин последнего не вызвала проблем. После склейки фюзеляжа обнаружился незначительный перепад уровней левой и правой половин в нижней его части, успешно устранённый при помощи шпаклёвки. Перед установкой на штатные места требуют подгонки место стыковки створок грузолюка (дет. 48А, 49А) с фюзеляжем. А между ними и дет. 75А после сборки возникает щель, которую тоже надо шпаклевать. Пришлось немного подгонять по месту стык мотогондолы (дет.89F+90F+106F+108F) с фюзеляжем, а потом шпаклевать щель в районе контакта с хвостовой балкой. К сожалению, иллюминаторы из набора ввиду своей излишней толщины и слабой прозрачности сведут на нет все усилия моделиста по доработке интерьера, поэтому пришлось их изготовить заново по технологии, подсказанной Олегом Шешеней aka Ох. Подробно о ней можно почитать в газете «Моделизм» №5-6 за 2002 г. или на сайте www.airforce.ru/modelism в статье о сборке Ми-8 чешской фирмы КР. Сдвижная дверь кабины получила новый иллюминатор, кроме того, я уменьшил её толщину. Заметьте, что диаметры «дверного» и «фюзеляжных» иллюминаторов должны быть одинаковыми. В передней части топливного бака нужно сделать пропил, в который входит дверь в крайнем правом положении.

Вот я и подошёл к самой интересной части повествования – исправлению фонаря. Эта операция произведена радикальным способом – выпилены 3 передних лобовых секции. В «купированном» виде фонарь был установлен на штатное место. Затем исправлена конфигурация линии стыка лобовых секций фонаря с фюзеляжем, после чего в проём были установлены изготовленные заново более «высокие» лобовые секции. Пришлось сошлифовать весь переплёт на фонаре. Здесь-то и пригодилась его, казалось бы, излишняя толщина. После окончательной шлифовки фонаря носовая часть фюзеляжа приобрела свой естественный облик. В процессе работы над фюзеляжем была потеряна значительная часть «заклёпочных швов». В их восстановлении мне помогли шестерёнки от наручных часов.

Дав фюзеляжу хорошо просохнуть, приступил к нанесению линий расшивки, показанных на чертежах, но отсутствующих на модели. В основном резак коснулся днища фюзеляжа. Прорезан также контур люка вокруг переднего иллюминатора с правого борта,. сделаны 3 выштамповки вентиляционных щелей сразу за правым сдвижным блистером. Сами сдвижные окна (дет. 6D, 7D) заменены новыми по той же причине, что и иллюминаторы.
Детали 96F (патрубки пылезащитных устройств ПЗУ), заменил трубками, свёрнутыми из алюминиевой фольги. Блоки ЛТЦ АСО-2В перенёс из-под хвостовой балки в обтекатели на фюзеляже, также изготовленные самостоятельно. Установил ЭВУ от модели Ми-24 фирмы «Звезда», предварительно увеличив в них посадочные отверстия под выхлопные трубы. Станция «Липа», позаимствованная у той же модели, встала на своё место после незначительной подгонки её стыка с фюзеляжем. Пришлось изменить форму бронелистов на фюзеляже, убрать «выпуклость» и придать им правильные обводы, сверяясь с чертежом из журнала «Авиация и Время». В потолке кабины пилотов прорезан люк. В образовавшийся проём вставлена деталь из прозрачного листового полистирола, в котором без проблем воспроизведены 2 овальных окна. Для маски носового пулемёта, как нельзя лучше, подошла алюминиевая фольга. Самостоятельно сделал посадочные фары. Способ их изготовления описан мною на странице Интернета http://heliborne.webzone.ru/faq/lights.htm Стойки ПВД (дет.43В) укорочены в соответствии с чертежами до общей длины 6 мм. Опора хвостовой балки (дет. 56С, 57С) изготовлена заново из проволоки. От «родной» детали оставлена лишь слегка доработанная «пятка». Натяжные антенны сымитированы при помощи модельной нити «Хобби Плюс».

Самая заметная деталь модели любого вертолёта и, к тому же, ближайшая к зрителю – несущий винт. Ему стоит уделить много внимания. Производители модели изобразили на лопастях расшивку, но сделали её внешней и немасштабно широкой. Пришлось «перешить» крой лопастей внутрь, удлинив перед этим каждую из них на 4 мм. При этом я использовал куски «запасной» детали. К втулке несущего винта лопасти рекомендую приклеивать циакрином (Super-Glue), снабдив их комлевые части штырями из стальной проволоки (скрепка, булавка). Такая конструкция будет очень прочной и позволит избежать поломки винта от неосторожного прикосновения (прокручивания). Рулевой винт, «звезду» автомата перекоса несущего винта (дет. 62С) я позаимствовал всё от той же модели Ми-24. Тяги автомата перекоса, как и проводка антиобледенительной системы, изготовлены из тонкой медной проволоки.


Задняя кромка обтекателей подкосов основного шасси (дет. 84С, 52С) немасштабно толста, её следует привести в порядок с помощью надфиля и наждачной бумаги. Колёса шасси из набора я заменил изделиями фирмы «Экипаж».
Вооружение. Две косых перемычки, соединяющие трубчатые балки консолей держателя пилонов (дет. 103F, 104F) я удалил, поскольку ни на одном из чертежей, а тем более фото, их не обнаружил. блоки НУРС Б-8В20 сделаны неверно, количество пусковых труб меньше и расположены они неправильно. В идеале штатные «трубы» следует срезать с корпуса (дет. 40М) и заменить их трубками, например, из фольги. Ввиду отсутствия времени, я ограничился высверливанием отверстий в штатных «трубах».

Окраска модели производилась красками АКАН (камуфляж), Тесторс, Хамброл (интерьер и нижние поверхности фюзеляжа). При нанесении пятен камуфляжа использовалась цветная вкладка из журнала «Авиация и Время» с боковой проекцией данного «борта». Схема окраски, предлагаемая ОАО «Звезда», к сожалению, малоинформативная. Отсутствует вид с правого борта. Тем же грешит и «боковик» в упомянутом журнале. Расположение камуфляжных пятен на этом борту пришлось реконструировать по фотографиям, причём полной уверенности в правильном нанесении пятен у меня нет. Хочу обратить ваше внимание, что дракон- огневержец изображался только на левом бронещите вертолёта с номером 23. Поэтому элемент деколи № 4 («правосторонний» дракон) – лишний. Хотя, взяв из других наборов деколей цифры бортового номера и звёзды, обозначающие количество боевых вылетов, можо изготовить борт «31 жёлтый» из той же эскадрильи, что и «23 жёлтый». Сами деколи ложатся на поверхность модели отлично, серебрения и прочих проблем не случилось. Для пущей уверенности я воспользовался жидкостью Decal Set от Microscale, но вполне можно было обойтись без неё. Единственный минус – неплотный цветовой слой, из-за чего через жёлтые номера немного просвечивает камуфляж.
В заключении скажу, что несмотря на все недочёты, набор деталей Ми-17 позволяет изготовить отличную модель знаменитого вертолёта. После Ка-50, Ка-52, Ми-8Т ОАО «Звезда» порадовали нас очередной хорошей моделью отечественной «вертушки». Остаётся пожелать предприятию продолжать двигаться избранным путём и радовать нас, моделистов, новыми разработками.
Благодарю за помощь при создании модели Олега Шешеню за ценные советы и интересные фотографии, Антона Акимова за предоставленные чертежи, «Джаз-Радио» за прекрасную музыку в ночном эфире.

Использованные информационные ресурсы:

1. Ружицкий Е.И. Вертолёты. - М.: Виктория, АСТ, 1997
2. Журнал «Авиация и Время» №1 (15)/1996
3. Журнал Zlinek №3/1990
4. Журнал «М-Хобби» №5 (39)/2002
5. Газета «Моделизм» №5-6, 2002 г.
6. www.airforce.ru/modelism
7. http://helicopterwalkarounds.czweb.org/

Фотографии

 

 

© Геннадий Касяненко, 2003

© Геннадий Касьяненко

Рейтинг@Mail.ru