Главная >> Обзоры: СССР/Россия >> ЛаГГ-3

   Тип: ЛаГГ-3
  
Масштаб: 1:72
   Производитель: ТОКО, Eastern Express
   Номер по каталогу:
  
Постройка модели
   Геннадий Касьяненко

 

Эпопея создания моделей самолёта ЛаГГ-3 уходит корнями в уже далёкий 1992 год, когда вышел в свет первый номер журнала «АэроХобби». Моё внимание привлекла статья «Самолёт не для начинающих» об истории создания и боевого применения машины, созданной коллективом конструкторов Лавочкина, Горбунова, Гудкова. В №2/92 журнала появилась статья В.Мучичко «Модель тоже не для начинающих», повествовавшая о сборке модели ЛаГГ-3, выпускавшейся кооперативом «Альфа». Поскольку автор статьи рассказал о многих, новых для меня в то время, интересных технологиях, захотелось применить их на практике. Дождавшись ближайшего «клуба», я приобрёл произведение «Альфы».
Модель пластиковая, литьё высокого давления, 18 деталей морковного цвета и 3 детали из прозрачного пластика, деколь со звёздами и разными бортовыми номерами. Деталировка менее чем скудная – интерьер кабины отсутствует, как класс (если не считать убогое кресло и уродливое подобие пилота). По длине не хватает около 5 мм, стреловидность передней кромки крыла неверна, обводы носовой части фюзеляжа не соответствуют прототипу настолько, что с трудом позволяют определить тип самолёта.

Внимательно рассмотрев детали набора, сравнив их с чертежами из того же «АэроХобби», я пришёл к неутешительному выводу, что даже с подробным руководством из журнала сделать из этого набора стоящую модель – непосильная для меня задача. Скрепя сердце, отложил набор в «закрома».

Шло время, я занимался другими моделями, освоил сборку вакуум-формованных «китов». Как-то, в очередное посещение киевского клуба, попалась мне на глаза модель ЛаГГ-3 фирмы «МАВИ». Модель пластиковая, изготовлена путём вакуумного формования, 33 детали (в т.ч. 1 – фонарь из прозрачного пластика, 5 – из «белого металла»). Деколь на 2 варианта ЛаГГ-3 1-й серии:
- Г.А. Григорьева, 178 ИАП, 1943 г., б/н чёрный 29;
- Л.А. Гальченко, 145 ИАП, 1941 г., б/н белый 76.

Тут-то я и вспомнил об отложенном произведении «Альфы». Решив, что из двух наборов получить одну модель всё-таки получится, купил я и эту «вакуху». Но, поскольку история имеет свойство повторяться, судьба ЛаГГ-3 от «Альфы» постигла и МАВИйскую модель.

В конце 1990-х годов в Киеве родилась фирма «ТОКО», начавшая выпускать пластиковые «киты» путём формовки литников под высоким давлением. Не могу объяснить столь высокую популярность этого самолёта у производителей моделей! Один из первых в каталоге - …правильно, снова ЛаГГ-3, и в каком исполнении!

89 деталей модели отлиты под высоким давлением. Из них можно изготовить на выбор ЛаГГ-3 1-й, 5-й, 11-й, 35-й, 66-й серий! Деколь на 5 разных вариантов самолёта:
- серии 1 Л. Гальченко, 145 ИАП, Карельский фронт, осень 1944 г., б/н белый 76;
- серии 5 Г. Костылева, 3 ГШАП, Балтийский флот, зима 1942 г., б/н красный 35;
- серии 11 М. Пузанова, 145 ШАП, Карельский фронт, весна 1942 г., б/н 73 белый;
- серии 35 Г. Григорьева, 178 ШАП ПВО Москвы, весна 1942 г., б/н белый 6;
- серия 66 Ю. Шипова, 9 ШАП, Черноморский флот, весна 1944 г., б/н белый 43.

Видя такую красотищу, невозможно удержаться от опустошения кошелька. Н-ная сумма денег перекочевала из него в карман владельцев ТОКО, а ещё один набор деталей пополнил мои «закрома». Да, несмотря на всю свою «навороченность», и этот «кит» остался нетронутым долгое время, пока на рынке не появился «пластик» фирмы «ДАКО-пласт», успешно «перепакованный» фирмой «Eastern Express» (далее «ЕЕ»).

Этот набор производит очень приятное впечатление. 45 деталей отлиты очень чисто, с минимумом облоя. Декаль на 1 вариант - Ю. Шипова, 9 ШАП, Черноморский флот, весна 1944 г., б/н белый 43. Прозрачные детали (5 шт.) чистые и достаточно прозрачные. Приобретя и эту модель в версии ЛаГГ-3 66-й серии, я уже всерьёз задумался, а не пора ли совершить чудесное превращение разрозненных кусочков пластика в нормальные стендовые модели? Сказано – сделано.
Так получилось, что, остановившись на конкретных типах машин, я производил параллельную сборку ЛаГГ-3 1-й и 66-й серий. Для первого аппарата взял за основу модель ТОКО, для второго – ЕЕ. В основном использовал штатные детали из наборов, дополнительно изготовлены/использованы:
для ЛаГГ-3 1-й серии:
- привязные ремни, прицел, кислородный баллон (изготовлены самостоятельно);
- колёса фирмы «Эльф»;
- стойки основного шасси от модели «ЕЕ»;
- гидроцилиндры уборки шасси;
- выхлопные патрубки от модели «МАВИ».

Сравнение с чертежами дало положительный результат. Детали стыковались в основном неплохо, пришлось только значительно уменьшить толщину задней кромки крыла. руля поворота. Также выбран пластик на внутренней поверхности каждой из верхних половин крыла над нишами шасси. Необходимо также высверлить отверстия везде, где они должны присутствовать (как то: патрубки, воздухозаборники в корне крыла и т.п.). Много шпаклёвки понадобилось в месте стыка половин фюзеляжа, стык верхних половин крыла с фюзеляжем тоже заполнен тянутым литником, затем прошпаклёван. Створки водо- и маслорадиатора «потеряли лишний вес», с них убран пластик до более-менее масштабной толщины. Заново изготовлены противовесы руля направления, так как штатные были выполнены грубовато. Боковое остекление за спиной пилота заменено на самодельное из более прозрачного полистирола.

Для ЛаГГ-3 66-й серии изготовлены заново (заимствованы от других моделей):
- привязные ремни, прицел, остекление по бортам;
- колёса фирмы «эльф»;
- стойки шасси от модели «ТОКО».
В чертежи самолёта модель «легла» замечательно. Сборка не вызвала каких-либо осложнений, детали стыковались без щелей и уступов. Немного доводился до ума стык верхних плоскостей крыла с фюзеляжем. Понравились очень тонкие и прозрачные детали фонаря, который легко можно оставить в открытом положении. Хороша деталировка интерьера кабины.

Как видите, в процессе сборки модели «махнулись не глядя» стойками шасси. Это произошло потому, что, как ни странно, более подходящие посадочные места под стойки оказались у противоположных моделей. На ЛаГГ-3 66-й серии также пришлось высверлить штатные отверстия. На обеих моделях основательно доработаны посадочные фары в передней кромке крыла. Отмечу, что при всём многообразии элементов декали «ТОКО» сама «дека» качеством не отличается. Даже после обработки средствами от «Microscale» присутствует эффект «серебрения». Маркировка от «ЕЕ» в этом отношении немного лучше.

При отделке моделей использовал краски Testors, Humbrol. Признаюсь, вызывает сомнение правильность окраски машины лётчика Ю.Шипова, поскольку в инструкции «ДАКО-пласт» предлагается коричнево-зелёный камуфляж, а «ТОКО» - серо-темносерый. Я всё-таки склоняюсь к варианту «ТОКО», поскольку видел на просторах Интернета фото машины явно из того же 9 ШАП (определил по характеру шрифта бортового номера 24, полосам на киле, характеру нанесения бортового номера и опознавательных знаков). Характер нанесения пятен и их контрастность указывает на окраску машины в серых тонах.
В заключение скажу, что модель фирмы «Альфа» до сих пор выпускается под маркой «Eastern Express»; тот же «Eastern Express» пакует модели «ДАКО-пласт» - ЛаГГ-3 35-й и 66-й серий; марка «ТОКО» прекратила своё существование, «пластик» ЛаГГ-3 продаётся под маркой «Роден».

 

Фотографии


 

01 июля 2003 г. (с) Геннадий Касяненко

 

 

Рейтинг@Mail.ru