Главная >> Обзоры: СССР/Россия >> И-16

   Тип: Поликарпов И-16
   Автор:
Андрей Попов


Среди многих широко известных самолетов с необъятными библиографиями и китографиями есть один до сих пор незаслуженно остававшийся в тени. Это, конечно, И-16. Настало время наверстывать упущенное. В последнее время, к счастью моделистов, появились как модели этого самолета, так и детали из смолы, травленого металла и пр. Кроме того, появились и книги об этом истребителе.

В 2000 году появились модели фирмы ICM в 72-м масштабе. Несмотря на то, что эти модели очень хорошо деталированы, всегда можно произвести некоторые доработки. Помочь в этом моделисту могут наборы фототравления, детали из смолы, металические патрубки и, конечно, резиновые колеса. Ниже представлены некоторые из таких наборов.

 

Фототравление ACE 7204

Можно начать с наиболее простого и доступного набора фототравленых деталей украинский фирмы ACE #7204. Это относительно старый набор - (с)1993. В него входят детали для интерьера кабины и щитки шасси. С учетом очень низкой цены детали этого набора, конечно, могут найти применение, но некоторые из них (пол кабины, щитки шасси) из-за ошибок требуют либо доработки, либо замены.

 

Фототравление Part S72-136

В продаже встречается более совершенный набор фототравленых деталей польской фирмы Part S72-136 для И-16 тип 24. Он содержит большее количество деталей: хорошо проработанные щитки шасси, силовой набор кабины, приборную доску (состоящую из металлической панели и приборами на фотопленке), жалюзи капота, дверцы кабины и привязные ремни.

 

НеОмега М-25

Фирма НеОмега выпускает набор деталей двигателя М-25 в масштабах 1/72 и 1/48.

К этому двигателю или к двигателю из стандартного набора фирмы ICM можно приобрести металлические патрубки фирмы Moskit 72-25 для И-16 тип 5,6 или 72-26 для И-16 тип 10 - 28.

 

Колеса

  

Теперь резиновые колеса. Среди производителей этих деталей наиболее доступна продукция двух фирм: Elf и Экипаж. Резина Elf-а дороже, но на покрышках можно прочитать «Ярославский резинокомбинат 700x150», и, главное, колеса могут вращаться. Хотя колеса Экипажа в полной мере удовлетворяют стандартам сегодняшнего дня.

 

НеОмега И-16

Теперь о новинке фирмы НеОмега. После прекрасно выполненной модели самолета УТ-1 из смолы в масштабе 1/48 НеОмега порадовала моделистов моделью И-16.

 

   

Комплектация модели включает детали фюзеляжа для варианта с неподвижным фонарем кабины, консоли крыльев с увеличенным числом нервюр, капотом (без верхних пулеметов) для двигателя М-25А и двумя фонарями (сдвижной и неподвижный) кабины. В целом модель соответствует И-16 тип 6 (по общепринятой в литературе классификации), или руководствуясь работами М.Маслова -доработанный И-16 тип 5.

Для общей оценки модели были использованы чертежи М. Маслова.

  

Чертежи в масштабе 1/72 были приведены на компьютере к масштабу 1/48. Цель проверять точность чертежей не ставилась, поэтому можно говорить лишь об очень незначительных отклонениях геометрии модели от этих чертежей. А именно, несколько спрямленный участок нижней задней части фюзеляжа (такой же вывод можно сделать, сравнивая эту деталь модели с фотографиями) и немного заостренная верхняя часть руля направления по сравнению с чертежами.

К сожалению, эта модель не комплектовалась деталями для двигателя М-25А. Но можно приобрести отдельно соответствующий набор НеОмега 1/48. Еще одна мелочь – это отсутствие приборной доски на фотопленке. Возможно, этот недостаток будет восполнен впоследствии (пока приборная доска из стандартного набора отливается без сквозных отверстий, как на УТ-1). Модель великолепно деталирована. Но и в этом случае остается поле для деятельности любителям дорабатывать стандартные наборы. В этом им поможет чешская фирма Eduard, выпустившая набор фототравленных деталей 48 335 I-16 Type 10 в масштабе 1/48.

  

Во-первых, в него входит та самая приборная доска, которой так не хватает в стандартном наборе, во-вторых, прекрасно выполненный прицел и в третьих, большое количество рычажков и проводки.

  

В комплект модели входит декаль на два варианта И-16 со сдвижным фонарем кабины и один – с неподвижным.

Необходимо отметить, что ранее уже выпускался набор для доработки модели Hobbycraft I-16 (капот для М-25В или М-62, -63 на тип 10 и поздние модели И-16, нижняя часть капота с выколотками под лыжи, часть центроплана с закрылками и передняя часть капота с двумя пулеметами сверху и колпак для винта АВ-1). Возможно, что вскоре появятся консоли и фюзеляж для Ишака поздних типов.

 

Библиография

В литературной части пока лидирует Франция. В прошедшем году там издано две книги. Первая с незамысловатым названием Le polikarpov I-16, авторского коллектива Christophe Cony, Michel Ledet, Juan Cerda, D.Louie V.Kulikov, изданная в Lela press. Нужно добавить, что помощь в подготовке материалов для этой книги оказывали среди прочих Kari Stenman - автор 35-и книг по финской авиации, Eric Mombeek – любителям Luftwaffe представлять не надо, Михаил Маслов и Виталий Назаров в представлении тоже не нуждаются. Книга в твердой обложке, 300 страниц, большой формат 290х210, большое количество фотографий, 26 страниц цветных профилей.

Вторая – Polikarpov I-16 l’histoire d’un avion revolutionnaire, тоже авторского коллектива Patrick Laureau, Juan Cedra, S. Soulard, G.Duranthie (как указано ниже «с участием Михаила Маслова») под редакцией J.Kytka. Книга со 192-мя страницами такого же большого формата, с очень большим (подчас в ущерб тексту) количеством фотографий, с прекрасными масловскими чертежами (без указания автора), 37 страниц цветных профилей!

Не удивительно, что в этих книгах некоторые фотографии повторяются, исторические факты совпадают, цветные профили тоже похожи. Удивительно, как отличаются взгляды авторов на роль этого истребителя в истории авиации! Итак, первые разделы книг:

Lela press: “После первой публичной демонстрации на параде 1го мая 1935г в полете над Красной площадью новый маленький истребитель, очевидно, обратил на себя внимание. Можете вообразить себе реакцию некоторых иностранных наблюдателей, присутствовавших в это время в СССР. И была причина! Во Франции вот-вот появится Dewoitine 500, на вооружении состоит почтенного возраста Nieuport NiD62. В Великобритании наступило лучшее время для Bristol Bulldog, в США поставлен на вооружение P-26. Поликарпов И-16 нисколько не похож на них! Это истребитель совершенно новой конструкции, не имеющий равных в мире.» Вот так, казалось бы, все ясно. Однако, из второй книги можно узнать: И-16 - «первый советский истребитель моноплан с убирающимся шасси…» Если авторы не хотят обобщать, написали бы – первый в Москве и Московской области, но это еще что! Далее можно почерпнуть ничем не подтвержденные сведения о том, как работники советского посольства и русские шпионы (так в тексте!) не оставили без внимания несколько экземпляров французского гоночного самолета Potez 53. Тем более что, оказывается, в планы фирмы входило создание истребителя на его основе. В заключительном абзаце этой главы один из авторов книги окончательно разбирается с остатками приоритета Н.Н. Поликарпова: “…и не забывайте о технологии изготовления фюзеляжа И-16, прямо заимствованной у фирмы Deperdussin! Создавать новое из старого – вот формула революционности.” Конечно, кроме ничем не подтвержденных измышлений, эта книга содержит интересный материал о применении И-16 в Китае и Испании. Очевидно, эта книга создавалась в спешке, что отразилось на объеме материала по применению в Великой отечественной войне (едва ли половина объема по применению в гражданской войне в Испании и существенно меньше чем в Китае).

Книга Lela Press, не уступая по количетву фотографий и цветных рисунков, значительно выигрывает по содержанию у книги P. Laureau.

 

Рейтинг@Mail.ru