Главная >> Обзоры: СССР/Россия >> И-16
   Тип: И-16
  
Масштаб: 1:72
   Производитель: ICM, Киев
   Номер по каталогу:
  
Постройка модели
  
Илья Гринберг
 

Рабочий ослик ВВС РККА

 

 

О истребителе И-16 (а именно о его модели пойдет речь) написано много. За многие годы моделей тоже было выпущено немало: Ревелл, Киевский завод (не помню точно его названия) выпустил ухудшенную копию Ревелловской модели. Обе были настолько далеки от оригинала, что и вспоминать страшно! Затем появилась Хасегава с многообразием типов (отличались лишь несколькими деталями на отдельных рамках и декалями с коробками). Потом вышел А-Моделовский Ишачок (Тип 5) и, наконец, наиболее правильное из всех творение ICM.

С замиранием сердца вспоминаю день, когда директор Киевской фабрики вручил мне с десяток Ишачков для нашего клуба, как все бросились собирать его прямо из пакета! Затем пришел опыт, понимание того, что с прототипом ни Ревелл, ни его Киевская копия не имеют ничего общего. Спустя годы появилась модель от тети Хаси с прекрасным качеством литья, неплохой деталировкой, но неверным в плане крылом. Опять-таки, спустя несколько лет Неомега исправила главный недостаток Хасегавовской модели и выпустила новое крыло, а заодно и двигатель с моторным отсеком. Вскоре после выпуска Хасегавовского Ишачка легендарный дядя Эдик (Эдуард) сделал набор фототравления. Итак, сцена была подготовлена для изготовления нормальной копии легендарного самолета со всеми исправлениями и наворотами. Но в это время появился долгожданный ястребок от ICM и спас всех один (крыло от Неомеги я уже не покупал!).

Итак, вооружившись новой моделью, травленкой от Эдуарда, моторным отсеком от Неомеги, патрубками Москит и колесами от Экипажа я принялся за работу.

Модель изготовлена из мягкого серого пластика, рулевые поверхности сделаны отдельно, дан двигатель и моторный отсек, в общем, сплошное удовольствие! Ложкой дегтя послужили утяжины на центроплане, которые были успешно зашпаклеваны. Беглый взгляд на моторную раму с двигателем и ее сравнение с Неомегой решили судьбу пластиковых деталей - в коробку запчастей!

 

Фюзеляж

Я решил вырезать входную дверку на левой половине фюзеляжа и использовать соответствующую деталь из набора фототравления. На внутренние стенки кабины пилота я приклеил рычаги сектора газа (слева) и лебедку уборки/выпуска шасси. Приборная доска также была изготовлена из фототравленной детали с пленкой циферблатов приборов. Кресло получило ремни, бублик ручки управления заменен на фототравленный. Половины фюзеляжа были склеены и подогнаны для приема противопожарной перегородки Неомеговскогого моторного отсека (все-таки он был разработан для Хасегавовской модели). Результат получился впечатляющим и придал больше динамики моей работе. Далее я приклеил трубку Вентури, в которой заранее просверлил отверстия.

 

Крылья, стабилизатор и прочие детали

Плоскости были приклеены к центроплану без особых проблем, надо только быть аккуратным с тем, чтобы место стыка крыла и центроплана осталось как можно более тонким ибо оно проходит по линии панелей на настоящем самолете. Все получилось вполне прилично. Затем я приклеил стабилизатор, зашпаклевал места стыка его с фюзеляжем и навесил рули высоты в опущенном положении, как это видно на всех фотографиях Ишачка.
Козырек фонаря из набора совершенно не годится, так как он неверной формы, и я заменил его на Хасегавовский.
В крылья я вставил иголки, имитирующие стволы пулеметов.
В принципе, сборка этой модели несложная и писать о ней особо нечего.

Модель была покрашена в стандартные цвета: низ голубой, верх зеленый. В качестве прототипа был выбран самолета Кричевского, прекрасная фотография которого была опубликована в Армадовской монографии по И-16. Соответствующая маркировка была представлена и в прилагаемой декали.

Декаль доставила значительные проблемы, об этом писали многие моделисты на модельных форумах. Я покрыл интересующие меня места специальным лаком (liquid decal film), что помогло побороть упрямую декаль. Звезды из набора совершенно неприемлемые, так как они скорее розовые, чем красные. Пришлось заменить их другими, взятыми из набора запасных. Само собой, перед нанесением декалей модель была покрыта слоем Future, а после высыхания декалей получила матовое покрытие. Дверка кабины была сделана из травленной детали и обклеена кусочком кожи, который я сточил до минимально возможной толщины. Кожей был также обклеен участок фюзеляжа под козырьком . Также был установлен прицел с рефлектором и кольцом. Затем я установил козырек. Шасси для выбранного мною варианта не имели щитков. Я установил стойки с подкосами, колеса от Экипажа и сделал тросы уборки из тонкой проволоки. Пусковые установки для РСов были одолжены у Даковского Ил-2. Я также установил навигационные огни в крыльях и хвостовой части.

Итак, все было готово и ждало установки двигателя, который я решил показать во всей красе, без винта (один только вал двигателя чего стоит!) и капотов.

 

Двигатель

Двигатель и моторный отсек от Неомеги сделаны изумительно. Единственная проблема – отсутствие какой либо инструкции по его сборке. Пришлось сесть за изучение схем, чертежей и фотографий. Цилиндры были приклеены к блоку, всасывающие патрубки приклеены к задней части цилиндров. Здесь надо соблюдать правильную последовательность их сборки! Выхлопные патрубки от Москит были поставлены на свои места. Двигатель был покрашен и установлен на свое место. Ферменная конструкция его крепления была сделана из тонких проволочек. Сверху двигателя были установлены пулеметы (их казенники также входят в набор от Неомеги). Для привлечения внимания зрителей я поставил пулеметные ленты из травленки. Штоки толкателей я сделал из тонкой проволоки и окрасил черной краской.

 

Выводы

Модель от ICM со всеми доработками получилась весьма интересной и вполне меня удовлетворяет. Как всегда, когда почти все было готово, появилась травленка от Парт, Экстратек и АСЕ, все на порядок лучше старого набора от Эдуард. Один из них пойдет на следующую модель Ишачка, на сей раз пушечного.

Наибольший объем работ был с двигателем и пулеметами. Было весьма не просто вывести патрубки в нужные места и выдержать параллельность стволов пулеметов.

 

Дополнительные фотографии

 

© Илья Гринберг

Рейтинг@Mail.ru