И-15 от Special Hobby

  Главная >> Обзоры: СССР/Россия >> И-15

   Тип: И-15
  
Масштаб: 1:48
   Производитель: Special Hobby, Чехия
   Номер по каталогу
   Обзор модели
   Дата публикации 10.11.2005
   Дмитрий Срибный

 

В середине 30-х годов истребитель Поликарпова И-15 составил основу ВВС Красной Армии. Всего с 1934 по 1936 гг. в СССР было построено 384 машины этого типа. И-15 имел для своего времени выдающиеся летные и боевые качества, которые проявились в боевых действиях в Испании и Китае. И-15 послужил основой для ряда модификаций, наиболие известные из которых - И-15бис и И-153.

До недавнего времени эта важная машина не была представлена в масштабе 1:48, но, благодаря чешской фирме Special Hobby, которая является подразделением MPM, сейчас у моделистов появилась возможность построить модель этого истребителя в большом масштабе.

Набор

Как правило, у Special Hobby очень броская упаковка, которая сама по себе может быть объектом коллекционирования. Не стала исключением и коробка от И-15, на которой изображен ярко-красный прототип ЦКБ-3. Коробка яркая, броская и сразу вызывает желание немедленно купить набор...

Что же внутри? В набор входят детали из пластика на двух рамках, два пакетика с деталями из полиуретановой смолы, пластинка фототравления, пленка со шкалами приборов, декаль и инструкция.

Увеличить

Увеличить

 Пластиковые детали отлиты из серого пластика - по качеству, типичный чешский ЛНД, что означает очень приличное качество отливки, тонкую расшивку, небольшой легкоустранимый облой.

Из пластика отлиты все основные детали фюзеляжа и крылья. Внутренности кабины, двигатель М-25 и лыжи изготовлены из полиуретановой смолы. Кабина сделана очень подробно и сравнение с фотографиями показало хорошее соответствие прототипу. К "резину" претензий нет, качество отливки хорошее, недостатков и дефектов литья не обнаружено.

В набор входит ряд смоляных деталей, которые позволяют построить не только строевой И-15, но и его прототип ЦКБ-3. Это новый киль, который отличается меньшими размерами (на строевых истребителях киль был увеличенного размера для устранения путевой неустойчивости, выявленной на опытных машинах) и лыжное шасси.

Из фототравления изготовлены детали приборной доски, рычаги, педали. Качество отличное, соответствие прототипу полное.

Хочется отметить отличную проработку внешних поверхностей фюзеляжа и крыльев. Очень реалистично выглядит ткань на фермах фюзеляжа и нервюрах крыла. Из-за ребер на гранях фузеляжа И-15 получил прозвище "Граненый (гранный) самолет" и эта особенность хорошо отражена в модели.

На фотографии сверху верхнее крыло, ниже, соответственно, нижнее.

Сравнение с чертежами

В настоящее время имеется 4 публикации с чертежами И-15: чертежи Маслова из его монографии, чертежи Гордюкова из "Крыльев Родины" за 85-й год, чертежи Хаустова из АиВ и Околелова из МК.

Я сравнивал модель с чертежами Маслова и Гордюкова. Хотя, конечно, надо было бы еще сравнить и с чертежами Хаустова. Тем не менее, из проверенных двух, лучше всего модель соответствует чертежам Гордюкова.

Однако, если фюзеляж "ложится" в чертежи очень неплохо, то крыло оказалось длиннее чем надо на 3 мм. Согласно техописанию размах верхнего крыла составляет 9,75 м, что в переводе в 48-й масштаб равно 203 мм, размах же крыла модели составляет 206 мм. Если сравнить с чертежом, то видно, что в законцовке крыла появилась "лишняя" нервюра. Можно попытаться сточить ее и убрать лишние полтора миллиметра по краю крыла. Кстати, на приведенной ниже фотографии для удобства съемки крыло перевернуто и вы видете нижнюю поверхность верхнего крыла, в то время как на чертеже показана верхняя поверхность.

Некоторые вопросы вызвали элероны, но сравнение с фотографиями показало, что элероны на разных сериях могли отличаться, так что надо сравнивать элероны модели с фотографиями конкретной машины, которую вы соберетесь делать.

Декаль в наборе дана на четыре машины:
1. Прототип ЦКБ-3, красный самолет на лыжах.
2. Личный самолет комбрига И.У.Павлова, очень эффектная машина красно-серебрянной окраски с флагами и стрелами, колеса в обтекателях.
3. Строевой И-15 б/н красный 3 на колесах.
4. Строевой И-15 б/н красный 4 на лыжах.

Инструкция напечатана на 9 страницах, достаточно подробная. Содержит исторические сведения, инструкцию по сборке моделей с указанием цветов по Хамбролу и схемы покраски для четырех вариантов.

Выводы
В целом очень симпатичная модель. Мне лично модель очень понравилась. Качество изготовления на хорошем уровне. Соответствие прототипу весьма неплохое, за исключением досадного недостатка с верхним крылом. Позволяет построить 4 разных варианта истребителя И-15 (прототип, строевой с колесами в обтекателях и без обтекателей и строевой на лыжах). Набор позволяет построить копийную и эффектную модель важного истребителя ВВС РККА 30-х годов.
В связи с тем, что в набор входят детали из полиуретановой смолы и фототравления, а также с тем, что пластиковые детали изготовлены по технологии ЛНД, набор рекомендуется в опытным моделистам.
В скором будущем мы планируем познакомить вас с ходом постройки модели этого самолета.

Источники:
1. "Чато" Поликарпова. Самолет и модель. Авиация и Время №2 2000 г.
2. М.Маслов. Истребитель И-15. Курносый забияка. Комбат №1. Полигон 2001 г.
3. Крылья Родины 1985 г.
4. Policarpov Fighters in action. Part 1. Squadron/signal publications 157.

Спасибо Михаилу Мамалыгину aka Bear за сканы чертежей Н.Гордюкова!

Special thanks to Special Hobby and Pavla Harazimova (MPM) for the review kit!

© Дмитрий Срибный

 

 

Рейтинг@Mail.ru