Главная >> Обзоры: Иностранные ЛА >> Bf 109G-10

   Тип: Bf 109G-10
  
Масштаб: 1:72
   Производитель: ВЭС
   Обзор модели
  
Константин Малиновский

 

История прототипа: Мессершмитт 109 Г-10 – одна из последних модификаций знаменитого истребителя Мессершмитта, появившаяся в самом конце Второй мировой войны. Двумя основными причинами появления этой модификации стали желание использовать улучшенные характеристики новой модификации двигателя ДБ-605, и попытка, каким то образом упорядочить бесконечный поток вариантов и классификацию истребителей модификации G. И если первая цель каким то образом была достигнута – новый истребитель показывал довольно неплохие характеристики (по крайней мере в своем опытном варианте), то упорядочить и стандартизировать выпуск в условиях распыленной и уже разваливающейся промышленности, так и не удалось. Все закончилось тем, что сам 109 Г-10 выпускался в большом количестве разных под-вариантов и в различной комплектации (включая разные варианты колес, крыльев, хвостового костыля, радиооборудования). Последний факт, можно считать предупреждением для моделистов, так как прежде чем выбрать «жертву» для моделирования, необходимо убедится, в какой комплектации существовал прототип.

Геометрия модели: Я сравнивал модель с чертежами, приведенными в книге Джона Бимана, «библии» по Мессерам последних модификаций, и с чертежами опубликованными в Злинеке. В чертежи модель ложится очень хорошо, и в основном им соответствует. Небольшие отклонения не заслуживают упоминания.

Качество проработки: Мне лично нравятся модели ВЭСа и их концепция проработки модели. Тот кто держал их модели в руках поймет, что я имею в виду. Эта фирма на самом деле имеет свою концепцию и «лицо». Кройка панелей внутренняя, очень тонкая, наличествуют заклепки. Опять же мое личное мнение, (да, я знаю в 72 масштабе клепка не видна и т. п.) но мне этот факт очень понравился – заклепки почти не заметные и вместе тем в наличии, и на первый взгляд, там где надо… А если модель вначале серебрянкой задуть а потом, после покраски основными цветами слегка протереть (даже рукой!), можно получить отличный эффект старения. Проработка интерьера кабины просто отличное, хочется отметить приборную доску и бронированный заголовник в кабине выполненный из прозрачного пластика, что сохраняет усилия при сборке и улучшает вид модели после окраски… Ниши и створки шасси имеют очень хорошую деталировку. Фонарь правильно отображает фонарь Erla, который ставился на Г-10. Мне понравился и прицел из двух частей – несколько немасштабен, но смотрится хорошо.

Модель отображает самолет в базовой модификации, соответственно в комплекте нет деталей, которым часто комплектовали 109е в полевых условиях (напр.: подвесной бак и узлы его крепления). Хотя при желании его можно «позаимствовать» в какой нибудь другой модели.

Качество отливки: Вот тут то идиллия и заканчивается… У меня есть несколько моделей Г-10го от ВЭСа и что заметно, так это то, как качество зависит от партии. По моей теории, модели которые я купил позже, несколько лучше по качеству отливки, чем более ранние. Особенно это заметно на прозрачных деталях – в первых выпусках они мутные с пузырьками воздуха, на более поздних слегка получше…
На пластике в наличии утяжины и недоливы. Самые заметные в районе стыка крыла с фюзеляжем. Очень неприятная вмятина на фюзеляже ближе к хвосту, причем она присутствует на нескольких отливках (деффект формы?).
Много облоя.
Тонкие детали, трубка пито, антенны – лучше сразу выбросить и сделать новые, и не терять время на то, что дается в наборе.

Сборка: Занятие не для слабонервных… В основном проблемы со сборкой порождены не очень хорошим качеством литья. Наиболее неприятные моменты – стык крыла с фюзеляжем в ее верхней половине. Нижняя половина также плохо стыкуется с фюзеляжем. Другая область проблем – соединение половинок фюзеляжа, на моей модели был неприятный уступ на одной из половинок фюзеляжа, от которого было непросто отделаться. При сборке кабины необходимо быть осторожным при соединениях – малейшая ошибка ведет к огромным щелям. Стабилизаторы не входят в приготовленные для них гнезда. Практически единственная часть которая у меня получилась без проблем и подгонки –кок винта (но возможно мне просто повезло). Необходимо будет сделать привязные ремни.

Варианты окраски: Более ранние выпуски комплектовались листком декали Траверса на вакуформу МАВИ Bf-109 G-6 естественно, варианты предложенные в инструкции с использованием этой декали носят чисто умозрительный характер. Я бы не советовал делать ни один из них, а найти что либо подходящее в других источниках. С данной же декали, можно взять кресты и техничку… Более поздние модели комплектовались декалью от того же Траверса но уже специально разработанной для Г-10. Два варианта, оба реально существовали, но скорее всего в инструкции ошибка – окраска данных машин скорее всего была в зеленых тонах, либо по крайней мере с использованием одного из зеленых (скорее всего RLM82), а не цельно-серая, что характерно для Г-6.

Возможные конверсии: Простор для конверсий просто невероятный!!! Можно сделать все полевые варианты Г-10, кроме того, при минимуме усилий можно конверсировать в варианты G-6AS и G-14AS. В добавок, можно попытаться переделать в K-4.

Резюме: Модель безусловно хороша! Геометрически правильная с отличной для этого масштаба деталировкой, огромный потенциал для конверсий. Я бы оценивал ее выше, чем Ревелловскую модель – если бы не качество литья, которое негативно влияет на собираемость. Не советовал бы за нее браться тем, кто ориентирован на быстрые результаты – много подгонки и шпаклевки, а также начинающим моделистам.

Тем не менее, цена модели более чем приемлемая. Вообще потенциал моделей ВЭСа при улучшении маркетинга и качества отливок просто огромен. На Западе чехи эти же модели продают втридорога добавив только коробку и декаль.

© Константин Малиновский

Рейтинг@Mail.ru