Главная >> Обзоры: Иностранные ЛА >> L-39 Альбатрос
   Тип: L-39ZO Albatross
  
Масштаб: 1:48
   Производитель: MPM, Чехия
   Номер по каталогу: 46042
   Постройка модели
  
Олег Шешеня

 

Вариации на тему барнаульского альбатроса

О том, что в Алтайском крае водятся альбатросы можно узнать тут http://aviabvvaul.narod.ru

О том, что лежит в коробке фирмы MPM с названием L-39ZO Albatross, можно узнать, в том числе, и тут http://www.airforce.ru/modelism/firstlook/l-39

О барнаулизации Альбатроса пойдет речь в данном трактате. 


Фотография с сайта http://aviabvvaul.narod.ru

Набор от MPM очень хорош как сам по себе, так и тем, что дает большое поле для использования “афтемаркета”. 

CMK Czech Master    L-39 Albatros Interior Set
CMK Czech Master    L-39 Albatros Exterior Set
CMK Czech Master    L-39 Albatros Air Intake Set
Eduard                        Paint masks L-39 Albatross canopy and wheels
Extra Tech                   Aero L 39ZA/ZO (designed to be used with the MPM kit)
и т.д.

Однако я сторонник народного моделизма, присущего настоящим романтикам (тут следует улыбнуться), поэтому в своей работе над моделью не стал использовать ничего из приведенного выше списка.

Сборка модели не вызвала никаких проблем, неисправимых дефектов не выявила. Самый большой недостаток – это стык центроплана с задней нижней частью фюзеляжа. Интересно то, что если положить половинку фюзеляжа на чертеж – та самая часть будет как раз немного провисать. Пришлось убрать «жирок» напильником и восстановить расшивку.

Бонус в виде смоляного сопла я использовать не стал по причине бурной любви к пластиковой крошке. Мне проще было вклеить немного бракованное пластиковое и довести его круглым напильником, чем подгонять и вклеивать инородный материал. 

Мне не очень хотелось вырезать всю механику, и я ограничился опущенными в посадочное положение закрылками. Закрылки зафиксированы в этом положении и не могут быть “убраны”, зато могут быть вынуты – система крепления позволяет вставить закрылок только под определенным углом и предохраняет от случайного выламывания шаловливыми ручками. 

В кабине пилотов добавлены РУДы, прицел (согнут пинцетом и склеен суперглюком из маленькой часовой пружины, отпущенной на зажигалке), зеркало заднего вида, ручки для откидывания фонаря и шторка для полета в слепую (фольга от Советского Шампанского).

Остальное подверглось легкому тюнингу за исключением кресел, к которым пришлось приложить побольше усилий. По фотографиям и рисункам добавлены некоторые детали за спинкой кресла, мягкие части с ремнями изготовлены заново с использованием деталей из набора в качестве заготовок. Делать два “сидения” для кресла мне было лень, поэтому я сделал одно и снял с него эпоксидные копии с добавлением краски нужного цвета. Так как кресла катапультируемые, им никак нельзя обойтись без ручек, активизирующих сей процесс – изготовлены из тонких полосок медной фольги.

Приборки самодельные, двухслойные. Родные приборки похожи, но не имеют смещения вправо. К тому же, панель приборов в виде отдельной детали проще покрасить – эта панель разделена на две части цветом. 

Так как один фонарь из двух был продавлен еще до того, как я получил коробку, оставшийся надо было обрабатывать с большей осторожностью. Первым делом я решил сточить лишний материал, а потом уж подогнать по месту. Но, видимо, надо было сначала семь раз подгонять. Аккуратно сточенный фонарь не встал как литой на свое место, пришлось заклеить часть фонаря скотчем, после чего подкрашенной жидкой шпаклевкой подправить положение. 

А вот с прозрачными обтекателями посадочных фар проблем никаких не возникло. Крупный масштаб обязывает только более подробно исполнить внутренности. Дело в том, что фары хорошо видны под обтекателями и слегка “косят” вниз и к центру. Я вклеил прозрачный шарик-фару в подкрашенную серебрянкой лунку, после чего налепил под нужным углом пластилин (маска) и задул сверху все темной краской. 

Пластмассовые БАНО срезал еще при склейке крыльев. Новые делал уже после покраски. В телефонной карточке просверлил дырку, лезвием прорезал в сторону обтекатель, заточил зубочистку и продавил ей разогретый прозрачный пластик в дырку. Изнутри прокрасил цветным лаком от Тамии, снаружи подкрасил непрозрачную часть.

Единственная деталь, которой нет в наборе, и без которой модель – не модель в полном смысле этого слова – это “гребенка” на нижней поверхности стабилизаторов. Вот тут фирменная травленка не помешает. Однако, мне было интересно сделать это самому. Процесс изготовления травленки в домашних условиях – это тема для отдельного разговора. У меня получилось не сразу, но после нескольких экспериментов мне все же удалось победить металл.

Приобретенные навыки травления пригодились при изготовлении декалей. Бортовые номера и надпись “ПРОВЕРЬ ЗАКРЫТИЕ ФОНАРЯ” для барнаульской эЛ-ки я накрашивал через травленый трафарет на бумагу, покрытую слоем разведенной в воде вишневой смолы и слоем эмалита. Не Траверс конечно, но оперативно и именно то, что нужно. Вишневую смолу можно заменить желатином, можно и клей купить специальный, но это сложнее. Главное – покрыть бумагу разделительным слоем, чтобы краска и лак не впитывались в бумагу и сошли после купания. Клеевой слой как таковой не особо и нужен, всплывшую декаль лучше приварить спиртом или растворителем.

Остальные декали я без зазрения совести использовал из набора, ГДР-овский вариант, т.к. из-за специфического шрифта, на котором написаны “технички”, сложно определить, на каком языке они написаны и на фотографиях  реальных Альбатросов. Технички много, очень много, немного расстроила толщина подложки, но в чрезмерной толщине есть и плюсы – всплывшую картинку я брал пинцетом за край и не боялся, что она свернется. Вот если б все декали были бы такого качества, как на добавочном листочке…..

За звезды спасибо А. Ершову. Было из чего выбрать и над чем поэкспериментировать, чтобы и мои звезды были выгоревшие. Получилось даже лучше, чем на оригинале.

Шасси в наборе пристойного качества, недостающий протектор легко нарезать самому обычным срабером. Для этого колесо можно положить боком на ровную поверхность и покрутить вокруг жестко закрепленного скрабера. Мне, почему-то, очень захотелось поставить модель на резиновые колеса, для этого я попробовал изготовить их самостоятельно (Самодельные колеса http://www.airforce.ru/modelism/technology/weels/index.htm). Когда колеса были почти готовы, на одном известном форуме возникла бурная дискуссия на тему “какие колеса лучше”. Прочитав различные мнения, я все же вернулся к пластиковым колесам, добавив им легкий прогиб. А технология мне еще пригодится для колесной бронетехники.

В итоге я получил кучу удовольствий от работы с хорошим пластиком, научился травить травленку и лить резиновые колеса. Побольше бы таких моделей…… и свободного времени.

 

Фотографии:

 

Ссылки

Статья Олега Шешени с обзором модели L-39

 

Thanks to MPM for the Review Kit!