Главная >> Обзоры: Иностранные ЛА >> F-14 Tomcat от Academy

   Тип: F-14
   
Масштаб: 1:48
   Производитель: Academy
   Номер по каталогу:
  
Постройка модели
  
Сергей Галицкий

 

Признаюсь, что за постройку этого комплекта я брался со смешанным чувством, так как уже имел опыт постройки комплектов Академии. При общем благоприятном впечатлении от вида комплекта в коробке, моделист, строивший модели этой фирмы иногда сталкивается в процессе сборки с трудностями, сравнимыми в постройке достопочтенных NOVO/FROG. Некоторые детали не хотели стыковаться вообще, либо стыковались с такими ужасными швами и неточностями, что приходилось прилагать большие усилия, чтобы все это исправить. Я слышал, что это ранний комплект Хасегавы, который корейцы перекупили у японцев, в чем я сильно сомневаюсь.

Дело в том, что у меня еще дожидается свой очереди комплект F-14D от Хасегавы и я мог сравнивать полет мысли японских и корейских макетчиков. Он в корне отличается. Зато, имея перед глазами Хасегаву, я мог, насколько возможно, исправить недостатки Академии. Так как мне не хотелось плодить Томкэты в однообразной конфигурации я занялся выбором подходящего варианта. У меня была возможность строить только модификацию А, так как в обоих комплектах были разные сопла для двигателей и я выбрал сопла для модификации А P&W TF-30. Вначале я подумывал построить самолет с ракетами “воздух-воздух” по схеме low-visibility. Выбор был небольшим – я мог использовать командирский вариант low-visibility эскадрильи Pukin Dogs от родной декали, от декали Aeromaster, которая у меня была маркировку VF-211 Checkmates образца 1984 года. В итоге так и вышло, но неожиданно помогла начавшаяся осенью 2001 года операция против талибов в Афганистане Enduring Freedom. В Аравийское море были отправлены USS Theodore Roosevelt и USS John.C. Stennis. На сайте www.mavy.mil я обнаружил довольно большое (400 кб в jpeg) фото рулящего по палубе авианосца USS John.C. Stennis F-14 номер 115 из VF-211 с читаемыми возле кабины фамилиями пилотов. Одной фотографии было недостаточно, и я начал поиск других фото в сети, посетив с сотню ссылок по поиску. Вначале я расстроился, так как увидел, что поздние фотографии показывали VF-211 на самолетах F-14B. Это означало одно – надо менять сопла двигателей. Обнаружив и прочитав историю этой эскадрильи все вернулось на круги своя – самолеты F-14B забрали у этой эскадрильи в начале 90-х годов и пересадили обратно на F-14A. Кроме того, дополнительные фото помогли мне уточнить все мелочи по маркировке этой эскадрильи. Она менялась в разные годы, пока эскадрилью не закрепили за USS John.C. Stennis. Отчасти помогли фото на ARC. Покумекав над содержимым аэромастеровской декали, я пришел к выводу, что мог использовать от нее маркировку и кое-какую другую мелочь. Только одну вещь я не мог нигде уточнить – заводской номер самолета, который нанесен на мотогондолах возле подфюзеляжных гребней. Одно время я даже подумывал строить не номер 115 а 110, который был более подробно сфотографирован в разделе walk around на ARC. Но там не были видны имена пилотов, что показалось мне более существенной неточностью. Делать нечего, я решил использовать заводской номер от аэромастеровской декали для самолета с номером 102.

Те вещи, которых у меня не было – я мог попытаться сделать сам на принтере, причем не на цветном, а на обычном лазерном. Суть моей мысли заключалась в том, что напечатав на декальной бумаге необходимые мне надписи и таблички черным цветом, непосредственно на модели я мог ослабить их черноту, несколько затонировав их сверху базовыми цветами. В итоге все так и вышло, и получилось неплохо. Трудность заключалась в том, что иногда приходилось задувать находящиеся рядом напечатанные мною черные и уже имеющиеся декальные серые части маркировки. В конце-концов все выровнялось по общему тону. Окраска и маркировка процессы финальные, но с ними необходимо определиться в самом начале, чтобы далее строить модель именно под этот вариант.

Еще одна вещь, которую я изучил перед постройкой этого комплекта – то какие доработки мне необходимо было провести чтобы построить ударный вариант VF-211 F-14A Bombcat. Модифицированные самолеты несут на правом пилоне контейнер LANTIRN и Sidewinder AIM-9L/M, на подфюзеляжных пилонах переходные держатели для подвески бомб. На левом под крылом, как и прежде – AIM-7 Sparrow и AIM-9L/M. Пусковые пилоны для Sidewider также несколько изменились –носовая часть теперь у них более длинная и закругленная. Кроме того, внешне заметные отличия включают небольшой куполообразный наплыв системы спутниковой навигации GPS на фюзеляже за кабиной и овальный наплыв радиоприемника на левой створке передней ниши шасси. Пушечный порт в носовой части также требовал переделки -вместо жалюзи для охлаждения там появились Y-образные щели. Оценив масштабы переделок, я пришел к выводу, что это все выполнимо. Самое трудное – контейнер LANTIRN и бомбы. Я хотел использовать вначале бомбы спутникового наведения JDAM, но обсудив на форуме ARC возможность подвески под F-14A бомб JDAM получил отрицательный ответ. JDAM могут использовать только F-14D и, возможно F-14B. Значит можно подвесить лазерные бомбы любой современной модификации GBU-10/12/16. Пришлось дополнительно приобретать комплект вооружения от Хасегавы Aircraft Weapons Set D, где был контейнер LANTIRN и выбор бомб. Рано или поздно он пригодится, так как обычно Хасегава не комплектует вооружением свои модели, а их собралось в очереди уже несколько. На этой фотографии F-14, и на некоторых других я заметил снятую створку заправочной штанги на правом борту. Эту особенность мне также надо было воспроизвести.

Как я заметил выше, Томкэт имел тонкую внутреннюю расшивку, на панели пушечного порта даже проглянула заклепка. Фюзеляж был разрезан на верхнюю и нижнюю части, но самое неприятное, что по бокам носовой части шел очень некрасивый загзагообразный шов стыковки этих половин. В то время, как это место на виду и хорошо заметны панели с расшивкой.

До этого я собрал и окрасил кабину и кресла, также несколько модифицировав интерьер здесь, так как родная кабина хоть и имела рельеф – была несколько упрощена. В частности, я добавил зеркала к переплетам фонаря, в некоторых местах также добавил проводку. К сожалению, закрытый наглухо мною фонарь и посаженные мною пилоты закрыли большинство деталей. Пилотам на шлемах сделал красные шашечки – характерный признак этой эскадрильи. Пол кабины с обратной стороны является верхней частью ниши шасси, на которую я тоже добавил кое-что, просмотрев фотографии. Боковые стенки ниши шасси, уселись на кабинную чашку с трудом. Потом ниша совершенно не садилась в состыкованные половинки фюзеляжа. В фюзеляже я прорезал и изготовил самостоятельно жалюзи в верхней части над воздухозаборниками, а также вклеил тонкую сеточку в прорезанные щели охлаждения.

Прежде чем склеить фюзеляж, я окрасил крылья в базовый цвет и вставил их в поворотные шарниры, что потребовало потом осторожности при дальней шей сборке. Основание крыльев цепляло за внутренние части неподвижной части, и краска могла здесь ободраться – заранее пришлось подпиливать и подтачивать как крылья так и оси поворота, чтобы ход был плавный.

Склееный фюзеляж потребовал кропотливой работы по устранению швов в носовой части. Некоторые места я шпатлевал и шлифовал раза по четыре. Расшивка в этой части была перерезана заново – она была нанесена не в тех местах. Используя тонкий зубной бор с алмазным напылением, купленный мною в “Медтехнике” я насверлил заклепки по всему фюзеляжу, имея перед глазами комплект Хасегавы и прорезал где надо расшивку, отсутствующую на комплекте Академии. Носовой конус пристыковался более-менее, но шпатлевать пришлось все равно. Ниши шасси попутно также были несколько модифицированы и окрашены. Колеса шасси я приспустил по собственной технологии на горячей тефлоновой сковороде. Сопла двигателей от набора Академии я решил не использовать – на внутренней части начисто отсутствовала деталировка створок сопла, и я взял у товарища максимально закрытые неиспользованные сопла от Хасегавовского Томкэта. Я подумывал сделать комбинацию – одно закрытое, другое открытое, что встречается довольно часто на фотографиях, но так как я хотел изобразить самолет в процессе рулежки (а это подразумевало, что тягой двигателей управляют) я выбрал закрытый вариант. Правда, хасевские сопла оказались гораздо больше по диаметру академовских мотогондол, и пришлось изрядно повозиться, чтобы подогнать эти вещи.

Далее пошла обычная рутинная работа по сборке и окраске мелочей и переделки старого варианта F-14A в новый. Пилон для подвески контейнера LANTIRN был переделан мною из стандартного пилона под AIM-7 Sparrow. Я также самостоятельно изготовил балку-переходник для подвески LANTIRN и пилоны для подвески двух бомб GBU-16 под фюзеляжем.

Остальной процесс не вызвал особых затруднений и частично описан в самом начале, где я останавливался на проблемах выбора окраски и маркировки. В процессе окраски фюзеляжа по схеме low-visibility я применил краски Хамброл. Далее я проявил линии расшивки черной акриловой краской, нанесенной по-мокрому и удаленной кусочком тряпочки. Этот процесс занял довольно большое время, так как я пробовал сымитировать, то что называется небольшое weathering. Однако сильно в это углубляться я не стал – очень загрязненные модели выглядят неестественно.

После чего начался процесс подвески всего вооружения, приклейка окрашенных отдельно створок ниш, антенн и прочего. Результат виден на этих фото.


Сергей Галицкий
май 2003

© Сергей Галицкий

 

 

Рейтинг@Mail.ru