Pe-2 in Action

 Главная >> Книжная полка >> Pe-2 in Action

Александр Ручковский  

 

"Petlyakov Pe-2 in Action"
by Hans-Heiri Stapfer: Squadron/Signal Publications,
aicraft number 181, ISBN 0-89747-439-2

 

Полку советских самолетов в строю серии Ин Экшен прибыло – наша трудяга-"пешка" увековечена издательством Squadron/Signal Publications под номером 181.

Признаться, заказывал эту книгу с опаской - предыдущие альбомы Х.-Х. Штапфера о наших машинах (Истребители Поликарпова в 2 частях, Ил-2, ЛаГГ-3, Ла-5/7) в свое время вызвали смешанные чувства. С одной стороны, потребитель гарантированно получает охапку интересных "свежевыжатых" фотографий из личных архивов; с другой - уж очень схематично, если не сказать лубочно, подчас рисуется история создания и боевого применения самолета; с третьей - всегда сверх меры фактологических ошибок, опечаток и прочих недоразумений... верилось в лучшее, но, увы, с Пе-2 все снова вышло как всегда.

Первое страстное желание - обрушить на автора и издателя злобную критику за то, что не удосужились найти русского литредактора (ну очень быстро устаешь от нескончаемых перлов типа "Spitan'ny-Vladimiro" и "Rezerva Aviacionnyi Brigad"). Всё же вместо постраничного "разбора залётов" предпочту постараться дать общую картину.
Итак, имеем классические 50 страниц, в т.ч. цветной вкладыш и цветные красивые обложки с живописью, традиционную линейку развития машины в начале альбома, две остановки на "большие" чертежи самолетов "31-й" и "205-й" серий и длинный, разбитый на повариантные главы текст про создание и боевое применение Пе-2, где завершающая часть уделена специальным вариантам (Пе-2Р, Пе-3, Пе-2М-82), опытным машинам (-И, -М, Параван и др.), службе в авиации других стран (Польша, ЧССР). Текст достаточно богато иллюстрирован фотографиями, причем пересечение с книжкой Котельникова и Лейко, Ред Старс и Армадами №№13 и 18 не стопроцентное, есть весьма достойный "уникальный контент", от нескольких снимков у меня как "пешкофила" со стажем захватывает дух.

Трогательно и, на мой взгляд, единственно верно переведено на английский язык прозвище самолета - "little Petlyakov", хотя и "шахматная" версия перевода имени ("pawn", шахматная пешка) тоже приводится.

К сожалению, невнятностей и несуразицы в книжке достаточно много. Прежде всего отмечу свистопляску с размерами самолета. Упоминается длина ВИ-100 12600мм, затем для ранних серий и Пе-3 упоминается длина 12240-12241мм, а для 205 серии с коротким хвостовым коком пропечатано аж 12780мм длины, т.е. поздний Пе, который на деле был короче раннего, у автора получился длиннее.

Подробнее остановлюсь на моментах, касающихся матчасти. В иллюстрации ранней пешки отсек позади кабины пилота, где размещался бак и куда убиралась "черепаха", почему-то назван "небольшим задним отсеком для экипажа". В комментарии об установке мотора М-105РА отмечается, что этот тип двигателя был приспособлен для установки мотор-пушки, но эта возможность никогда не использовалась на Пе-2 - по-моему, это замечание скорее верно для мотора М-105ПФ, который спустя некоторое время тоже начал устанавливаться на Пе-2, сменив РА. В описании финских Пе-2 "первой серии" (сами финны пишут о своих пешках как о самолетах 18 серии), к сожалению, не упоминаются весьма интересные полевые доработки, выполненные финнами для ведения дальней фоторазведки на Пе-2.

Автор внимательно отслеживает уменьшение размеров остекления носа от серии к серии, при этом, к сожалению, упущены и другие характерные отличия и изменения, например, подбор винтов и коков к ним, изменения в капотировке М-105 с установкой мотора ПФ. Иллюстрируя модификацию с турелью ФТ, автор графики упускает на рисунке целую секцию фонаря (рядом красуется выдающее это ляп фото). Видимо, на основе информации об испытании машины 20/115 с деревянным хвостом делается скоропалительный вывод о том, что вся 115-я серия "пешек" строилась в таком виде, при этом на сопутствующем чертежике отображается все тот же раскрой обшивки металлического хвоста. Пе-3, по мнению авторов, сразу вооружался носовым ШВАКом, при этом фотография раннего Пе-3, естественно, без ШВАКа, комментируется как Пе-3бис ВВС СФ. Рисунок, иллюстрирующий Пе-3бис с предкрылками, горделиво несет на себе следы исходника Пе-2 – тормозные решетки, верхний люк кабины радиста, присущие Пе-2, но не Пе-3.

Встречающийся на бисах двухоконный переплет боковых стекол кабины проигнорирован. Всё это достойно сожаления, учитывая, что традиционный потребитель книг серии "Ин Экшен" - моделисты, часть которых теперь усердно воспроизведет промахи авторов в пластике.

Подписи к фотографиям порой небесспорны. 40БАП ВВС ЧФ в книжке неоднократно упоминается как 40 Гвардейский полк. В нашей литературе подтверждений тому я не нашел. Полк балтийцев В.И Ракова назван "12 Гвардейским ББАПом". Надпись "Следопыт" на носу зубастого Пе-2 переведена как "Fellow Dobysh" (ну что ты будешь делать... не везет "Следопыту". В Ред Старс-1 этот же борт был "прочитан" как Follow
Dobysh, т.е. "Следуй за Добышем", с объяснением, что это всё про полковника Добыша, командира 1 Гв.БАД). Армада, к слову, приписывает эту машину 8-му Краснознаменному Мелитопольскому ДРАП.
В подписи к одному фото предлагается соответствие советского защитного зеленого цвета стандарту FS34102, что, по-моему, довольно спорно, сто второму тону не хватает едкости.

Книга рекомендуется коллекционерам литературы о советской авиации времен ВОВ, а также истинным фанатам самолета Пе-2. Несмотря на вышеизложенные критические замечания, я доволен покупкой, т.к. книга содержит ценный фотоматериал, позволяющий уточнить кое-что в развитии конструкции и окраски самолета.

Александр Ручковский
Рига, Латвия

приведу ссылку

Рейтинг@Mail.ru