«Паттон М48А3» Израиль

  Главная >> Автобронетехника >> Patton M48A3

Георгий Бурдуков aka Картер   

 

«Паттон М48А3» Израиль, война «Йом Киппур» 1973 год. Синай

Арабо-Израильские вооружённые конфликты сама по себе интересная тема, поскольку до недавнего времени практически не освещалась в России, а то, что было известно, имело совершенно определённую тенденциозную окраску. Литературы и материалов по данной тематике очень мало, впрочем, как и моделистов, которые серьёзно занимаются этим театром боевых действий. Для меня военная история Израиля всегда была интересной, и, как только появилась возможность, я с огромным удовольствием отложил в сторону всё остальные модели.

Данная тематика открывает для моделиста достаточно большие перспективы. Даже та боевая техника, которая по сути дела являлась стандартными образцами, поставляемыми Израильтянам в рамках военного сотрудничества, многократно модифицировалась ими с учётом собственных требований. Поскольку воюющие стороны, во всяком случае, на начальном этапе своего противостояния, испытывали хроническую нехватку вооружения, армии существовали на подачки других государств, и экипировались по принципу «На тебе боже, что нам негоже». В связи с этим, на ближневосточном театре периодически появлялись совершенно экзотические образцы военной техники, например не только различные самоходные артиллерийские установки на базе «Т-34», сирийского и египетского производства, но и гаубица установленная на шасси «PzKpfwII», доставшаяся арабам в наследство от Африканского Корпуса фельдмаршала Роммеля. Да и другие «Германцы» изрядно пережили своих «сородичей», последние «PzKpfwIV» окончили свой боевой путь на Голанах в 1967, а их бывшие оппоненты - «Т34-85» в 82-м противостояли наступающим на Бейрут частям «ЦАХАЛа».

Модель «М48» была избрана мной не случайно, в первую очередь из-за того, что практически не требует кардинальных переделок. При первой же возможности была приобретена модель «М48А5» фирмы «Академи», и, казалось бы, нет никаких препятствий на пути к успеху. Не тут-то было… Прежде всего выяснилось, что именно модификации «А5» у израильтян, и не было. Во всяком случае, фотоматериалов и ссылок я не нашёл.

Во всех доступных источниках упоминалась версия «А3», модифицированная до уровня версии «А5», далее по тексту… Переделывать надгусеничные полки честно говоря рука не поднималась, хотя это и не такая большая работа, как кажется на первый взгляд. Просто жалко было «Академика» - модель приятно сделана. Но до выяснения вопроса, модель пришлось отложить. Возникла идея собрать «А5-й» без переделок, в Ливанском варианте окраски. Следующим приобретением была Тамия, «М48А3». На фотографиях 1967-го года был ясно виден «А3», с его неизменным «молотком» дульного тормоза, и характерной американской командирской башенкой. Радость была не особенно долгой. После приобретения прекрасно в информационном плане изданного фотоальбома «Шестидневная война», выяснилось, что в 1967-м году на вооружении Армии Обороны Израиля состояли «М48А2», правда, одну фотографию «А3» я обнаружил, но выведенного из строя, и с ненормальной для АОИ маркировкой. (Хотя у египтян на тот момент М48 вообще на вооружении не было).

Переделывать решётки на крыше МТО хотелось ещё меньше, чем надгусеничные полки модификации «А5». Я не боюсь «пилить» модели, но решётки всегда вызывают у меня какой-то суеверный ужас и я не нашёл в себе должного мужества этим заняться. На счастье в этот момент в Питер попала первая часть «Танковых сражений на среднем востоке» издательства «Конкорд-пабликейшн» и стало ясно, что можно сделать с двумя имеющимися у меня моделями «Паттонов». Окончательную ясность внесла статья из «Эйрфикс Мэгэзин», в которой рассматривались отличия Израильского «Паттона» от всех прочих. Теперь для конверсии у меня было всё необходимое.

Модель

За основу был взят «М48А3» фирмы Тамия. На башню была установлена орудийная маска от «Академика» с «Академической» же 105-ти миллиметровкой и поздняя низкопрофильная командирская башенка от Южно-корейского варианта. На этом кардинальные переделки можно было считать законченными.

Деталировка

Корпус

Инструментальные ящики на надгусеничных полках использованы от модели фирмы «Академия».

Они более тонко проработаны по сравнению с Тамией, замки на крышках сделаны отдельной деталью наподобие замков «М60» той же «Академии» или «Эски». (Я просто шёл по пути наименьшего сопротивления, поскольку у меня была возможность максимально облегчить свою задачу).

Подъёмные скобы крыши МТО. На модели отштампованы заподлицо, в одном и том же положении. Пришлось удалять их полностью и воспроизводить из жилки телефонного кабеля, предварительно отожженной в пламени газовой горелки. Загвоздка была в том, как сделать все детали - двадцать две штуки, одинаковыми по размеру.

Выход нашёлся неожиданно. На надфиле квадратного сечения была сделана заметка нитью, благо он сходиться на конус и можно рассчитать нужное место. Теперь можно было сгибать проволоку по шаблону, а заметка позволяла добиться идентичности по размеру. Из растянутой в пламени полистирольной трубки были воспроизведены крепления скоб, правда трубку пришлось резать пополам на протяжении, зато половинка трубки идеально подходила по диаметру, и установить её в нужное место было вполне удобно. Место разреза проволоки, таким образом, полностью закрывалось. Вся конструкция приклеивалась на корпус на «Супермомент». Эта трудоёмкая работа позволила придать модели более естественный вид, так как некоторые скобы были установлены в различном положении.

Недостающие заклёпки

Для моделирования недостающих заклёпок я воспользовался рисунком на коробке модели Тамия. Эта фирма использует для лицевой картинки реальные фотографии боевой техники, обработанные на компьютере. По этому верить рисунку вполне можно. Заклёпки штамповались «горячим» методом, срезались бритвенным лезвием и приклеивались в необходимые места. На модели имеющихся заклёпок явно недостаточно, но это необходимо сопоставлять с рисунком.

Башня

Орудийная маска: На реальной машине затянута брезентом. Однако пластиковая имитация брезента на детали выглядит не очень естественно, даже при удачном окрашивании. В качестве имитации использовался банальный пипифакс, которым была оклеена маска. Это позволило придать необходимую «естественность» и воспроизвести необходимые складки. Затем пространство между маской и корпусом было заполнено тем же пипифаксом, сложенным в гармошку. На модели обеих фирм это пространство вообще ничем не заполнено. Крепление брезента к башне на обеих моделях выполнено крайне схематично и абсолютно не соответствует оригиналу.

По периметру брезента была пропущена проволока, причём в одном месте удалось имитировать рваный брезент.

После фиксации детали «Супермоментом» нужно было воспроизводить крепление. На реальной машине оно представляет собой ряд металлических «грибков», либо отлитых вместе с башней, либо приваренных впоследствии. Брезент натягивается на них и фиксируется замком, наподобие дамского чулка. Из полистирола были вырезаны полоски одинакового размера, наклеены, и на них нанесены заклёпки, отштампованные «горячим» методом. Крепление прожектора позаимствовано у «М60» «Академи». (Для американского варианта).

Оптика

Лицевые поверхности оптических приборов окрашиваются алюминиевой краской, затем на них наклеивается полоска рентгеновской плёнки при помощи «Клирфикса».

Командирская башенка от модели «Академии» переделок не требует, практически идентична Командирской башенке производства израильской фирмы «Урдан». Турель пулемёта моделировалась следующим образом:

Стойка турели штатная, от израильского варианта «М60». Пулемёт – «браунинг М1919». Крепление пулемёта моделировано самостоятельно, «от нуля», из полосок полистирола. Использовалась крупная фотография турели для «М1919» (журнал «Бамаханэ» - Израильский эквивалент «Советского Воина»).

Скобы и замки люков воспроизводились по фото из полистирола и проволоки («Бамахане»)

Аксессуары

Ранцы от наборов аксессуаров «италери» и «М48» обеих фирм. Для более естественного вида крышки ранцев подрезаны крючкообразным резаком, обычно используемым для расшивки моделей самолётов. Это создаёт иллюзию внутреннего объёма. Пряжки отштампованы «горячим» методом, ремни и подвеска из старой магнитофонной ленты.

Крепление канистр выклеивались из полистирола отдельно.

Общий ассортимент аксессуаров произвольный. Коробки с рационами от «Форд Матт» «Академи»

Окраска и загрязнение

Модель полностью окрашена «Выцветшим хаки», Хамброл № 72. Выхлопы и копоть – пастель.

Запыление и песок – Глина разведённая в воде, нанесение – кисть. Я намеренно использовал сильное загрязнение песком. В документальном фильме, выпущенном израильским музеем бронетанковых сил в Латруне, песок ссыпается у танкистов со шлемов, если на марше они высовываются из люков. Соответственно, танк побороздивший Синайскую пустыню, будет в песке что называется «по уши».

На модели не воспроизведены:

Крепление прожектора. Достаточно своеобразная деталь, крепящаяся к ограждению башенного вентилятора.
Присутствует на всех израильских «М48», но ни на одной фото я не видел установленного на ней прожектора.
Пока я собирался воспроизводить эту непонятную приспособу, (Модель задумывалась под диораму и то, что не доделалось сразу должно было доделаться при моделировании диорамы) Италери разродилась «М60-м», гибридом из «Эски» с приложенным «Блэйзером» идентичным «Академическому» и некоторыми новыми деталями, в частности этим самым креплением для прожектора. Зачем нужна эта деталь на «М60» на котором она никогда не присутствовала, ума не приложу, но, открыв коробку, я был несказанно обрадован этим неожиданным подарком.
Стёкла фар. Так же обязуюсь воспроизвести их уже на диораме.

Фотографии

 

Бурдуков Георгий, (Егор) Санкт Петербург 2003 г.

Рейтинг@Mail.ru